Astro-nn.ru

Стройка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гребенка для автоматических выключателей

Шина для автоматов (Гребенки). Виды и применение. Особенности

Во время сборки и монтажа распределительных щитов возникает множество сложных моментов, особенно при подключении групп автоматов и защитных устройств. Существуют различные приспособления, значительно упрощающие эту работу, к примеру шина для автоматов (гребенка). До недавнего времени для подключения нескольких электрических автоматов в щитке от одной линии питания, электромонтеру приходилось изготавливать несколько перемычек из изолированного провода заданного сечения.

Этот способ соединения между собой автоматов имеет серьезный недостаток в том, что при выходе из строя одной перемычки, следующие за ней автоматические выключатели, не будут получать электроэнергию. Такая ситуация может произойти в результате некачественного контакта перемычки и ее отгорания.

Также в качестве недостатков соединения самодельными перемычками можно отметить:
  • Значительное повышение времени установки, так как необходимо отмерять куски проводов по длине, изгибать их, очищать от изоляции, опрессовать наконечники.
  • Нарушение эстетики внешнего вида в распределительном щите из-за большого количества проводов.
  • Проводные перемычки часто мешают установке устройств, которые должны находиться выше автоматов на DIN-рейке.

Такую ситуацию может исключить шина для автоматов, которая специально разработана для соединения группы параллельных устройств в виде устройств защитного отключения или автоматических выключателей. Ее часто называют гребенкой или гребенчатой соединительной шиной, из-за ее внешнего вида.

Особенности конструкции и виды

Однополюсная шина для автоматов имеет простое устройство, состоящее из медной шины (а) и изолятора (b).

Гребенки делятся в зависимости от типа подключаемых устройств на следующие виды:
  • Однополюсные.

  • Двухполюсные.

  • Трехполюсные.

  • Четырехполюсные.

Количество пластин в гребенчатой шине соответствует числу полюсов. Каждый вид соединительных шин применяется для своих целей. Например, однополюсные соединители применяют для подключения 1-фазных автоматов, а 4-полюсные – для 3-фазных устройств на четыре полюса (3 фазы + ноль).

Существуют гребенки с разным шагом: 18 мм и 27 мм. С меньшим шагом служат для подключения одномодульных автоматов. Ширина одного модуля равна 18 мм. Гребенки с шагом 27 мм предназначены для подключения автоматических выключателей в 1,5 модуля (18 х 1,5 = 27 мм).

Соединительные шины рассчитаны на установку большого количества автоматов, и имеют число выводов от 12 до 60, ввиду чего их использование для соединения 2-х автоматических выключателей будет нецелесообразно и нерационально. Обычно шина для автоматов используется для сборки больших распределительных щитов.

Виды отводов
Существует два вида отводов соединительных гребенок:
  • Штыревые , обозначаются «pin». Такие отводы применяются значительно чаще, так как они подходят под большинство устройств.

  • Вилочные , маркируются «fork».

Вилочные отводы используют гораздо реже, так как для них необходим специальный зажим, имеющийся далеко не у всех подключаемых устройств.

Сечение отводов соединительных гребенок обычно составляет 16 мм 2 , чего вполне хватает для величины потребляемого тока в 63 ампера.

При выборе соединительных гребенок необходимо учитывать следующие особенности конструкции. Для каждого вида подключаемых устройств подходит только определенная модель шины. Если пытаться установить соединитель, который не соответствует устройству, то отводы могут не полностью войти в гнезда, и часть их будет открыта, что создает определенную опасность для человека. Например, устройства АВВ обычно производят двух серий: S200 и более простое исполнение S200L. Для каждого из них подходит своя шина для автоматов: для S200 подходит PSH, а для S200L лучше использовать PS.

Китайские соединительные гребенки могут не соответствовать стандартам по размеру шага отводов, что приведет к невозможности их установки. Поэтому не стоит экономить на качестве таких изделий. В таких случаях рекомендуется получить консультацию специалиста.

Достоинства
  • В распределительном щите значительно уменьшается количество проводов, что отражается на внешнем виде и аккуратности установки устройств.
  • Упрощается ремонт и обслуживание электрических устройств в распределительном щите, так как проще отследить схему их соединения.
  • Выдерживает нагрузку величиной до 63 ампер.
  • Высокое качество соединений, исключающих чрезмерное нагревание мест контакта, и появление различных проблем.
Недостатки
  • При проведении ремонта или обслуживания устройств требуется отключать питание всех подключенных устройств, что создает определенные неудобства.
  • Затруднительное проведение модернизации устройства щита. Если требуется установка дополнительного устройства, то нужна замена соединительной гребенки, либо установка переходной перемычки, что отрицательно повлияет на качество контакта.
  • Для замены одного сгоревшего автоматического выключателя потребуется ослабление крепления контактов на всех устройствах, иначе не получится демонтировать шину.
  • Необходимость в установке соединительных шин одного производителя совместно с подключаемым устройством, так как разные производители часто допускают расхождение в габаритных и установочных размерах отводов, что приведет к невозможности электрического подключения.
  • Подключение автоматов такой соединительной шиной обойдется гораздо дороже, по сравнению с применением самодельных перемычек из провода. Это в основном относится к продукции известных брендов.
  • Нецелесообразно использовать соединительную гребенку для подключения одного или двух автоматов, так как она рассчитана на число модулей более шести.
Как устанавливается шина для автоматов
  • Если вы хотите подключить меньше автоматических выключателей, чем имеется отводов у соединительной шины, то нужно отрезать лишние отводы. Это можно выполнить любым подручным инструментом, например, ножовкой по металлу. Изолятор и шины лучше отрезать по отдельности, так как изолятор лучше сделать несколько длиннее самой шины на пару сантиметров. Это даст возможность обеспечить защиту от короткого замыкания.
  • На края изолятора рекомендуется установить специальные заглушки, входящие в комплект набора соединительной шины. Если заглушек в комплекте не предусмотрено, то можно воспользоваться обычной изоляционной лентой.
  • Процедура подключения гребенки обычно не вызывает трудностей даже у начинающих электромонтеров. Шину необходимо вставить сверху подключаемых устройств. При этом все отводы должны вставиться в соответствующие контактные гнезда.

  • Далее следует затянуть винты крепления контактов. От этого зависит качество соединения и дальнейшая безопасная эксплуатация устройств.

  • Ввод питания подключается на одном из концов соединительной гребенки.
  • Затем подключают провода к потребителям энергии.
  • После проверки правильности всех подключений сотрудник энергоснабжающей организации должен подать питание на распределительный щит, после чего работа считается оконченной.

Гребенчатая шина для подключения групповых автоматов

В старых квартирных электрощитах групповые автоматы объединялись с помощью перемычек. Способ дешевый, доступный, но не отличающийся надежностью. Сегодня для подобных целей применяется соединительная шина. За счет этого упрощается электромонтаж и проводка выглядит аккуратней.

Разновидности гребенок

Не существует универсальной соединительной шины, подходящей под любые автоматические выключатели. Автоматы обладают отличающимися габаритами, количеством выводов и прочими характеристиками. Поэтому и гребенки бывают самыми разнообразными.

По форме контактов выделяются 2 вида гребенчатых шин:

  1. Штыревой (зубчатый). Универсальный контакт, подходящий к любым автоматам.
  2. Вилкообразный. Используется там, где шину необходимо зажимать под винты.

Гребенки отличаются по длине, то есть по количеству автоматов, которые к ним возможно подключить. При необходимости слишком длинную шину допустимо укоротить ножовкой. Но предпочтительней использовать изделия на стандартное количество автоматов:

  • 12;
  • 24;
  • 36;
  • 48.

Есть отличия и в количестве подключаемых фаз. С этой точки зрения соединительные шины бывают следующих типов:

  1. На 1 полюс (1P). Используется для подключения однофазных групповых автоматов.
  2. На 2 полюса (2P). УЗО, дифавтоматы и любые другие устройства, требующие подключение фазы и нуля.
  3. На 3 полюса (3P). Используются для подключения трехфазных групповых автоматов.
  4. На 4 полюса (4P+N). Трехфазные автоматы и устройства, для работы которых необходим нулевой провод (трехфазные УЗО).

Штыревая соединительная шина для трехфазной сети

Важно! Если пришлось пилить одну большую шину на несколько маленьких, то необходимо обратить внимание на полученный спил. Отдельные проводники не должны быть гнутыми или замыкаться между собой. После резки нужно удалить из гребенки медную пыль.

Конструкция

Гребенки обладают сборной конструкцией. В основе строения плоская медная шина. На ней имеются отводы для установки на автоматы. В зависимости от количества подключаемых фаз, в одной гребенке бывает 1 или 4 шины. Они изолируются негорючим пластиком. Обычно белого или серого цвета.

Конструкция выполнена так, что в собранном виде практически отсутствуют открытые токопроводящие части. Это повышает безопасность обслуживающего персонала. А распределительная коробка становится менее восприимчивой к пыли.

Форма выводов

Наиболее распространены гребенчатые шины со штыревыми отводами (гребенки типа pin). Англоязычное название — pin. Они подходят к большинству современных автоматических выключателей. Выводы у таких шин сложнее погнуть при транспортировке. Поэтому во время монтажа возникает меньше проблем с установкой в отверстия автоматических выключателей.

Второй вид отводов — вилкообразный (тип fork). Используются сравнительно реже. Подходят не ко всем образцам современного оборудования. Соединительные шины с вилкообразными выводами не рекомендуется использовать для мощных нагрузок. Обычно их ставят в щиток с максимальным током до 63 А.

Гребенка двухполюсная вилкообразная к содержанию ↑

Плюсы и минусы соединительных шин

Гребенчатые соединители вытесняют из практики электромонтеров классические перемычки из проводов. Это объясняется достоинствами, которыми они обладают в сравнении с устаревшими методами монтажа:

  1. Подключение автоматов выполняется на порядок быстрее. Гораздо проще вставить и затянуть гребенку, чем сидеть вручную нарезать перемычки.
  2. Более надежный контакт. За счет увеличения площади соприкосновения клеммника автомата и вывода гребенки.
  3. Двукратное уменьшение количества контактов, вставляемых в автомат. Вместо 2 проводов от перемычек необходимо вставить 1 штырь от гребенки. Этот фактор повышает надежность распределительной коробки.

Существуют и недостатки:

  1. При ремонте контактных соединений автомата необходимо снять всю гребенку. Иначе выключатель не получится стянуть с DIN-рейки.
  2. Для установки дополнительных автоматических выключателей потребуется приобретать новую шину большей длины. Поэтому гребенку лучше не использовать на временном оборудовании или сразу устанавливать дополнительные модульные устройства на будущее.
  3. Цена. Старые перемычки из проводов практически бесплатные. Их можно сделать хоть из обрезков проводов, валяющихся под ногами. Гребенчатую шину придется покупать в магазине.

Соединение автоматов проводами обходится дешевле

Дополнительная информация. Гребенка требует периодического осмотра и технического обслуживания. Важно обращать внимание на температуру и цвет соединителя и при необходимости производить подтяжку винтов автоматических выключателей.

Подключение автоматов через гребенку

При использовании гребенчатой шины автоматические выключатели подключаются по схеме параллельного соединения. Если гребенка рассчитана на 1 полюс, то к каждому автомату подходит 1 фаза. Такой соединитель принято называть фазным. Его располагают в верхней части линейки выключателей. На гребенку приходит 1 общий приходящий провод. Она размножает его по отдельным групповым автоматам.

Если шина двухфазная, то на автоматы приходит фаза и ноль. В таком случае необходимы двухполюсные устройства защиты.

Правила монтажа

При установке соединителей необходимо руководствоваться правилами по электромонтажу, касающимися подобных устройств. За счет этого повышается безопасность и надежность электрооборудования. Основные принципы монтажа таковы:

  1. Перед установкой гребенки необходимо убедиться в механической целостности межфазной изоляции. Прозвонить выводы мультиметром на предмет КЗ. Это уменьшит риск межфазного замыкания.
  2. Пластиковая выступающая часть гребенчатой шины должна находиться со стороны рычага автомата и полностью закрывать проводящие части. Гребенка устанавливается так, чтобы медные выводы были недоступны для касания обслуживающим персоналом.
  3. Некоторые модели автоматических выключателей имеют 2 вида клеммников. Одни предназначены для подключения штыревых гребенок, другие для вилочных. Перед монтажом необходимо выяснить с чем именно вы имеете дело.
  4. Вилочные гребенки применяются на токах до 63 А. Перегрузка изделия приведет к нагреву, расплавлению изоляции и межфазному КЗ.

Подключение однофазных устройств

Однофазное включение наиболее простое. Оно используется для автоматов на один полюс. Порядок действия следующий:

  1. Все устройства защиты устанавливаются в ряд. Для этого потребуется DIN-рейка.
  2. У каждого отдельного аппарата до некоторого момента ослабляются винты в клеммниках. Это делается с верхней стороны.
  3. В клеммники автоматических выключателей вставляется одна однополюсная шина. Шаг ее зубьев должен составлять 17,5 мм.
  4. Винты затягиваются. Затяжка производится достаточно туго, чтобы надежно зафиксировать штыри шины.

Подключение УЗО и дифференциальных автоматов

Для подключения однофазных УЗО и дифференциальных автоматов потребуется двухрядная гребенчатая шина. Ее необходимо установить в верхней части защитных устройств. Одна шина считается фазной. Ее штыри следует подключать к L выводам УЗО. Вторая шина нулевая. Подключается к N выводам.

В собранном виде в линейке будет чередоваться фаза и ноль. А расстояние между отдельными штырями одной шины составит удвоенную ширину обычного автоматического выключателя, то есть 35 мм.

Подключение трехфазных автоматов и УЗО

С трехфазными устройствами защиты понадобится гребенчатая шина на 3 или 4 полюса. Четырехполюсная гребенка необходима, когда помимо 3 фаз используется и нулевой провод.

Сборка цепи выполняется аналогично предыдущему способу. Шина располагается сверху УЗО или диф автоматов. Гребенка, к которой подключается провод L1, должна подать напряжение на все выводы L1 защитных устройств. Для L2, L3 и N — так же. При этом L1, L2, L3 и N не должны замыкаться между собой. После монтажа необходимо отключить все автоматы и убедиться, что подобное замыкание отсутствует.

Типичные ошибки при монтаже

Подключение гребенчатой шины не является сложной операцией. Достаточно базового понимания того, как и куда должен протекать электрический ток. Однако даже опытные электромонтажники периодически допускают ошибки подключения гребенки:

  1. При монтаже необходимо учитывать максимальный ток изделия. Еще лучше использовать гребенчатую шину с запасом по току.
  2. В некоторых случаях целесообразно учесть и напряжение. Изоляция типичной гребенки рассчитана на 500 В. Иногда на производстве используется и более высокий вольтаж.
  3. Не стоит забывать про вилкообразные шины. Их максимальный ток составляет 63 А.
  4. Ошибки при выборе гребенки. Этот вид соединителя приобретается после покупки автоматических выключателей, когда известно их точное количество и расположение.

Производители гребенок

В продаже представлено множество гребенчатых шин от разных заводов изготовителей. Как правило, выпуском этих изделий занимаются те же компании, что производят автоматические выключатели. Из наиболее известных брендов выделяются следующие:

  • ABB;
  • Schneider Electric;
  • EKF;
  • Legrand;
  • WAGO;
  • отечественный IEK.

Шина гребенка для дифавтоматов Schneider Electric

Дополнительная информация. Гребенчатая шина проста в изготовление. Поэтому ее подделки производят все кому не лень. В оригинальной шине должна быть прочная межфазная изоляция и качественная гибкая медь. Не стоит экономить на этих изделиях.

Гребенчатые соединители заметно упрощают электромонтаж. Вместе с тем сокращается и обще время сборки щита. Однако за такое удовольствие нужно платить. Здесь каждый решает сам, нужно оно ему или нет.

Если выбор сделан в пользу гребенок, то необходимо задуматься об их технических характеристиках. Гребенка должна соответствовать суммарной мощности всех потребителей, которые через нее будут питаться. Не менее важно разобраться и с конструктивными особенностями. Ведь есть модели на 1, 2, 3 и 4 полюса, и каждая уместна в своей ситуации.

Виды и схема подключения соединительной шины-гребенки для автоматов

Для монтажа электротехнических изделий, устанавливаемых в силовых распределительных шкафах, используются сборные и соединительные шины различного типа. Специальная гребенка для автоматов – один из тех элементов, без которых сложно обойтись при обустройстве коммутационных линий. Она применяется для удобства объединения линейки из автоматических приборов в электрощите, позволяя обходиться без сложных в монтаже проводных перемычек.

Виды соединительных шин

Известные типы гребенок для автоматических выключателей (АВ) классифицируются по целому ряду признаков, основными из которых являются:

  • общее количество имеющихся на них полюсов;
  • число подключаемых установочных модулей с учетом фиксированной ширины;
  • тип рабочих контактов – отводов или штырей.
Читать еще:  Вводной автомат

Согласно первому признаку шина соединительная может иметь несколько исполнений, среди которых выделяются однополюсные, двухполюсные, а также 3-х полюсные и 4-х полюсные полосы.

По количеству подключаемых к гребенкам модулей они бывают рассчитаны на 12/24/36/48/60 посадочных мест. По типу используемых в изделиях контактов (это деление касается конструктивных особенностей гребенок) все они делятся на штыревые или зубчатые образцы. Первая из разновидностей относится к универсальному типу, так как подходит для любого модульного автомата или подобного ему устройства.

Особенности конструкции

Различия в исполнениях электрических гребенок связаны со следующими особенностями их устройства:

  • Количество изолированных пластин в гребенчатой шине равно числу ее полюсов.
  • Каждая разновидность соединительной гребенки используется только для определенных целей.
  • Однополюсные соединители применяются исключительно для однофазных автоматов, а 4-х полюсные – для коммутации 3 фаз и нуля, например.

Известные образцы гребенок имеют два исполнения, отличающиеся своим шагом (18 мм и 27 мм). Первое предназначено для подключения одномодульных автоматов, заявленная ширина которых как раз равна 18-ти мм. Гребенки с шагом 27 мм позволяют объединять приборы с шириной корпуса в 1,5 модуля (18х1,5 = 27 мм).

Конструкция соединительных приспособлений рассчитана на монтаж большого количества автоматов с суммарным числом выводов от 12 до 60-ти. Этим объясняется, почему использовать их для установки 2-х или 3-х приборов, например, нецелесообразно. Традиционно эти вспомогательные изделия применяются для сборки распределительных щитов со значительным числом коммутационных устройств.

При знакомстве с конструкцией гребенок особое внимание обращается на сечение фазной соединительной шинки из меди, которое не должно быть менее 16 кв.мм. Приблизительный расчет количества провода, который экономится на такой замене, снимает все сомнения в целесообразности применения этих медных изделий.

Виды отводов

Существует два вида отводящих контактов, входящих в состав соединительных гребенок.

  • Отводы, выполненные в виде штырей и обозначаемые как «Pin». Используются очень часто, поскольку подходят под большинство автоматических устройств.
  • Вилочные отводы, маркируемые значком «Fork».

Вторая из разновидностей контактов используется намного реже, поскольку для их монтажа потребуется особый зажим, имеющийся далеко не у всех подключаемых АВ. Сечение отводящих штырей подбирается таким образом, чтобы его хватало для работы с нагрузочными токами до 63-х Ампер включительно.

При выборе шин однофазных, а также любых других размерностей, отличающихся видом отводов, потребуется учитывать ряд особенностей конструкции. Для каждого класса подключаемых приборов подходит только определенный образец шины. Когда пытаются установить соединительную гребенку, отводы которой не соответствуют данному устройству, они могут просто не войти до конца в гнезда. В этом случае какая-то часть плоскости шинок остается открытой, что представляет угрозу для пользователей и монтажников.

В качестве примера приводятся автоматы марки АВВ, корпус которых выпускается в двух исполнениях: S200 и более простая модель – S200L. Для первого из этих образцов подойдет шинка под обозначением PSH, а для S200L потребуется другой ее тип PS.

Китайские гребенки со стандартными отводами могут вообще не подойти по размеру шага, что в результате приводит к невозможности их использования. Специалисты советуют не экономить на качестве этих изделий и приобретать только после консультации с менеджерами по продажам.

Достоинства и недостатки

К преимуществам использования соединительных гребенок на основе меди следует отнести:

  • Простота и высокая скорость сборки.
  • Получение качественного и надежного электрического соединения.
  • Снижение общего количество контактов в два раза, что повышает надежность образующихся соединений.

При установке типовых перемычек, сделанных из электромонтажных проводов, на один зажим приходится сразу два оголенных контактных конца. При использовании же гребенки однофазной, например, используется всего один зубец (отвод).

Специалисты по монтажу по-своему решают проблему экономии контактов – они соединяют автоматы не отдельными перемычками, а сплошным проводом. Для этого в зонах электрических соединений делаются петли с нужным радиусом изгиба.

К недостаткам способа подключения, при котором используются шины электрические соединительные, относят:

  • Неудобство замены прибора автоматической защиты, поскольку в этом случае приходится снимать всю гребенку целиком.
  • Невозможность добавления еще одного автомата (для этого потребуется новая ее размерность).

Одно из возможных решений проблемы второго случая – заблаговременно установить в щиток резервные приборы с часто используемыми номиналами 10 и 16 Ампер. Их выводные контакты до определенного момента времени оставляются незадействованными, а сами они постоянно остаются в выключенном состоянии.

С учетом особых приемов монтажа автоматов и их резервирования применение соединительных гребенок целесообразно в любых ситуациях, несмотря на имеющиеся недостатки.

Схемы подключения автоматов через соединительную гребенку

Шина для автоматов гребенчатая вводится в соединительную цепочку согласно определенным правилам, задаваемым электрической схемой ее включения.

Поскольку объединение автоматов в сетях 220 Вольт осуществляется только по фазе (без нуля) – такую шину принято называть фазной.

В зависимости от типа силовой цепи, в которую включаются перемычки для автоматов, они рассчитываются для работы либо в однофазной линии (220 Вольт), либо – в трехфазной сети. Во втором случае схема включения представляет собой утроенную копию одиночной коммутации. Разница между двумя вариантами проявляется только в конструкции самого шинного соединителя.

Согласно ПУЭ, элемент предназначен для создания надежного контакта между верхними (подводящими) клеммами автоматических приборов, напряжение с выхода которых поступает в линию нагрузки. Для этого шинка должна выдерживать значительные токи, что определяет схему ее включения в общие цепи питания – все автоматы соединяются с ее помощью в параллель по входу. Это правило справедливо как для однофазных (однорядных) шин, так и для трехфазных гребенок для автоматов. Во втором случае изделие из меди имеет три изолированных ряда, смещенных на шаг, соответствующих расстоянию между фазными клеммами коммутирующего прибора на 380 Вольт.

Особенности и правила монтажа

Типовая шина гребенчатая монтируется в границах вводного или распределительного щитка очень просто, не вызывая особых затруднений у исполнителя. Однако в этом деле имеется целый ряд нюансов, учитывать которые при монтаже гребенки для автоматических выключателей нужно обязательно.

Согласно требованиям нормативных документов, фазная шина размещается только на верхних контактах автоматов, объединяемых в одну линейку.

Особенности подключения шины под гребенку также проявляются в следующих тонкостях:

  • Поскольку ее проводящая часть при монтаже попадает между нижней прижимной пластиной и самой гребенкой, имеющийся на ней пластиковый изолирующий выступ должен быть обращен в сторону винтового крепления.
  • При нарушении этого требования не удается получить эстетичное соединение, которое лишено изгиба пластины.
  • При монтаже гребенки 3-х фазного типа важно следить за правильностью расположения изоляторов, что исключит возможность межфазного замыкания.

В процессе установки соединительных шин для автоматов вместо стандартных перемычек из провода обязательно соблюдение общепринятой маркировки. Она наносится на корпусах монтируемых изделий и должна соответствовать требованиям действующих нормативов.

Обычно такие гребенки продаются уже отмеренными стандартными линейками, число монтажных контактов на которых бывает разным. Поэтому перед подключением подсчитывается общее количество соединяемых автоматов и с учетом их толщины отрезается ненужная часть шины.

Подключение УЗО и дифференциальных автоматов

Посредством двухполюсной гребенки, обозначаемой как (L+N), а также 3-х полюсного ее аналога удобно объединять не только обычные АВ, но и добавлять к ним устройства защитного отключения (УЗО). Когда в шкафу в одной линейке устанавливаются простые отключающие АВ и УЗО, монтаж комбинации из защитных приборов заметно усложняется. Возникшие сложности объясняются особенностями подводки питающих шин к различным видам устройств, которые проявляются по-разному в двух следующих вариантах:

  • Совместно с линейкой из нескольких автоматов устанавливается одно или несколько УЗО.
  • Вместо автоматов и УЗО в линейку выстраиваются полностью заменяющие их дифференциальные приборы.

Дифавтомат – это объединенные в одном корпусе УЗО и обычный автоматический выключатель.

Первый случай в свою очередь предполагает два варианта монтажа: гребенка используется в однофазной цепи или устанавливается в трехфазную силовую линию.

Однофазное включение

Особенность такого подключения состоит в том, что для автоматов потребуется однополюсная линейка, а для УЗО – двухполюсная. Условием срабатывания последних является совместная коммутация фазы и нуля. В данном случае исходят из принципа максимальных возможностей, то есть выбирают двухполюсную шину, а приходящиеся на автоматы земляные отводы просто отгибаются.

3-х фазное подсоединение

В этом случае придется воспользоваться 4-х полюсной гребенкой из меди, три фазных контакта которых задействуются и на автоматах, и на УЗО. Четвертый «нулевой» ряд используется для подключения в УЗО, а в районе «земляных» контактов обычных отключающих приборов он просто отгибается. При монтаже одних дифавтоматов в любой ситуации отводы гребенки подключаются ко всем задействованным в схеме контактам.

Соединительная гребенка для автоматических выключателей и УЗО – удобный способ их объединения в единый конструктивный блок. Она может применяться как в стандартных распределительных шкафах закрытого типа, так и в любом другом месте, отведенном для монтажа коммутирующих устройств.

Соединительная шина (гребенка) для автоматов — конструктивные особенности, правильное подключение

Есть несколько приспособлений, позволяющих упростить сборку распределительного щита. Например, для подключения в параллель группы автоматов необходимо сделать несколько перемычек из изолированного моножильного провода соответствующего сечения (см. рис. 1). Такой вариант имеет существенный недостаток – когда повреждается одна перемычка (например, отгорит из-за плохого контакта), последующие АВ окажутся обесточены. Если используется 1 фазная или 3 фазная соединительная шина для автомата, описанная ситуация полностью исключена.

Рассмотрим, как устроено это приспособление, целесообразность его использования, достоинства и недостатки. В завершении статьи будет кратко описана установка.

Рисунок 1. Пример использования перемычек (выделены красным)

Конструктивные особенности

На рисунке 2 изображена разобранная однофазная шина гребенка legrand на 12 модулей. Как видите, конструкция этого приспособления довольно простая, в нее входит медная шина «a» и ее изолятор «b». Все просто и удобно.

Рисунок 2. а) Гребенчатая фазная шина с отводами; b) изолятор

Пример использования такой гребенки отображен на рисунке 3.

Рисунок 3. Пример подключения АВ Schneider Electric, установленных на din рейку (однорядная шина питания отмечена красным)

В зависимости от назначения, соединяющая гребенка может быть изготовлена в однополюсном, двухполюсном или четрехполюсном исполнении. Первые используются для обычных АВ, вторые при подключении однофазных УЗО, последние для трехфазных. На рисунке 4 наглядно продемонстрированы примеры использования шин с различным количеством полюсов.

Рисунок 4. Варианты использования одно- трех- и четырехполюсных соединителей

Пояснение к рисунку:

  • А – двухполюсные автоматы подключаются при помощи двух однополюсных соединителей (нулевая шина и фазная);
  • В – подключение аппаратов того же типа, когда используется трехфазная электрическая сеть питания. Задействована однополюсная и трехполюсная контактная перемычка;
  • С – использование четырехполюсной перемычки (общая нулевая и три фазы) для дифавтоматов или УЗО в трехфазном исполнении.

Заметим, что производятся и двухполюсные гребенки, принцип их подключения такой же, как в варианте «А» на рисунке 4.

Особенности, на которые необходимо обращать внимание.

Форма отводов может быть типа pin (такое исполнение показано рисунке 2) и «fork» (см. рис. 5). Первый вариант более распространен, поскольку может использоваться с устройствами различного типа.

Рисунок 5. Фрагмент трехполюсной гребенки с отводами «fork»

Что касается «вилочных» отводов, то их подключение к модулю возможно при наличии у него соответствующего зажима, например как у двухполюсника компании АВВ серии S200, изображенного на рисунке 6.

Рисунок 6. А – контакты для соединения с гребенкой, В – с проводом

Необходимо обратить внимание еще на один нюанс, связанный с особенностями конструкции. Существует немало примеров, когда при подключении соединительной шины возникали проблемы. Объяснение этому только одно – неправильно подобранная гребенка, особенно к этому критична брендовая продукция, например, ИЭК, Hager, АВВ и т.д.

Приведем наглядный пример на основе устройств АВВ. В быту чаще всего используются две серии устройств S200 и «упрощенный» вариант S200L. Так вот, каждому типу устройства предназначена своя модель шины, а именно PSH для первых и PS для вторых. Попытка использовать соединитель другого устройства приведет к тому, что ответвления не полностью войдут и будут открыты, создавая опасность поражения током. Что касается продукции из Поднебесной, в большинстве случаев, ею вообще не удастся произвести соединение. Связано это с тем, что шаг отводов АВВ 17,5 мм, а у китайских – 18 мм.

Поэтому, чтобы не возникли проблемы с монтажом, приобретайте гребенки и защитные устройства одного производителя. Но даже в этом случае, как мы увидели на примере продукции АВВ, консультация со специалистом не будет лишней.

Целесообразность применения с учетом достоинств и недостатков

В первую очередь рассмотрим плюсы от применения гребенки:

  1. Бесспорное качество коммутации, контакт с ответвлением жилы намного надежней, чем при использовании моножильного провода в качестве перемычки. Соответственно, практически исключается перегрев контактной площадки и связанные с этим многочисленные проблемы.
  2. В большинстве случаев шины гребенки на шесть модулей и более рассчитаны на нагрузку 63А (ГОСТ Р 50030.5.1-99). Чтобы провод выдерживал такую нагрузку, у него должно быть сечение не менее 16мм 2 , что существенно усложняет работу с ним.
  3. В щитке сокращается количество проводов, это отражается на аккуратности разводки и ее наглядности. Соответственно, при необходимости, разобраться с ней не составит труда. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на рисунок 7.

Рисунок 7. Если применять гребенку, самостоятельно выполнить качественную разводку сможет каждый

Безусловно, любое решение имеет свои слабые стороны, в рассматриваем случае к ним относятся следующие особенности:

  1. Часто возникают проблемы, при попытке установки защитных устройств разных брендов. Это может быть связано с габаритами приборов, разным уровнем расположения контактных площадок и другими различиями в конструкциях. В результате, соединить между собой разнотипные АВ не представляется возможным.
  2. Проблемы в случае ремонта. Если требуется заменить вышедшее из строя устройство, понадобиться ослабить крепление на всех отводах, в противном случае снять гребенку для демонтажа не получится.
  3. С модернизацией щитка также возникают проблемы. Например, когда возникнет необходимость поставить дополнительно еще один однополюсный прибор, потребуется замена шины, либо устанавливается переходная перемычка, что негативно отразится на качестве контакта.
  4. При ремонтных работах или модернизации возникает необходимость обесточивать все подключенные к гребенке устройства, в некоторых случаях это может вызвать проблемы.
  5. Стоимость такого решения значительно выше, чем использование перемычки из моножильного провода, особенно если речь идет о брендовой продукции.

Говоря о целесообразности применения, то следует заметить, что для подключения двух-пяти устройств применять гребенку не имеет смысла, Поскольку большинство производителей практически не выпускают шины рассчитанные менее, чем на 6 модулей, они придерживаются того же мнения.

Как правильно установить гребенку

Алгоритм действий довольно простой:

  1. Если подключаемых модулей меньше, чем отводов у приобретенной гребенки, необходимо отрезать лишнюю часть. Сделать это можно используя обычную ножовку по металлу. Шина и изолятор лучше отрезать отдельно, поскольку последний должен быть длиннее примерно на один-два сантиметра. Это позволит предотвратить КЗ. С этой же целью рекомендуется заглушки на края, если они входят в комплект. В противном случае, используем всеми любимую синюю изоленту.
  2. Сам процесс подключения, также не вызывает трудностей. Для крепления гребенка вставляется сверху аппаратов, при этом, каждый отвод должен попасть в соответствующую контактную площадку, после чего производится затягивание винтов.
  3. К крайней правой или левой (в зависимости от разводки) контактной площадке подключается ввод питания.
Читать еще:  Автомат для откачки воды

После этого подключаем провода, ведущие к потребителям электроэнергии. На завершающем этапе останется подсоединить питание (эту работу выполняют сотрудники электрокомпании) и распределительная коробка (щиток) готов к эксплуатации.

Подведем итог, использование гребенки для автоматических выключателей существенно упрощает монтаж.

Что такое гребенка для автоматических выключателей

Гребенка(шина) для автоматических выключателей — устройство для сборки и монтажа распределительных щитов. Оно состоит из цельной медной пластины, которая помещена в пластиковый изолятор.

Гребенки в соответствии от типа подключаемых устройств делятся на:

  • однополюсные;
  • двухполюсные;
  • трехполюсные;
  • четырехполюсные.

Число полюсов ровно числу пластинок, которые находятся в гребенчатой шине.

Тип соединительных шин подбирается в зависимости от поставленной задачи. Самыми редкими в использовании являются трехполюсные гребенки. Для подключения однофазовых автоматов чаще всего используются однополюсные, а для трехфазных — четырёхполюсные.

Размерный ряд шагов гребёнок колеблется от 18 мм до 27 мм. Возможное число модулей (зубьев): двенадцать, двадцать четыре, тридцать шесть, сорок восемь, шестьдесят.

Конструкция

Гребенки (шины) состоят из пластины, помещенной в пластмассовый корпус, и штырей, которые называют зубьями. Корпус является цельным. Штыри оголенные, то есть они не имеют никакой предохранительной пластмассовой оболочки, так как вводятся в контакты с целью подсоединения защитной модульной конструкции.

Могут иметь Г-образную или V-образную форму, но чаще всего встречается первый вариант.

Стандартная однополюсная гребенка представлена в виде прямоугольной красновато-желтой пластинки, находящейся в корпусе, сделанном из тугоплавкого пластмассы.

В двухполюсном типе находится две шины. Дистанция между штырями у него больше, чем у однополюсного. Причиной является то, что к данному типу гребенок с целью подсоединения ведутся несколько питающих кабелей: фаза-нуль (L+N) или фаза-фаза (L1+ L2). Штыри в этом случае идут через один.

Виды отводов

Имеется два вида отвода соединительных гребёнок:

  1. Штыревые (маркировка «pin») — подойдет для почти всех разновидностей предохранительных агрегатов в независимости с компании-изготовителя.
  2. Вилочные (маркировка «fork») — крайне редко используются, так как для подключения требуется особый зажим, который присутствует не у всех приборов. Используется брендовыми фирмами.

Алгоритм подключения автоматических шин

Для подключения автоматических шин нужно:

  1. взять гребенку и извлечь из нее красновато-желтую шину;
  2. если для подключения требуется меньше автоматических выключателей, нежели существует отводов у монтажной шины гребенки, то следует отрезать нужное количество зубьев (три, пять или семь зубьев — зависит от вашего случая). Эту операцию можно выполнить любым инструментом, подходящим для ситуации, например, ножовкой по металлу. Части лучше разрезать по отдельности: изолятор отдельно, шины отдельно;
  3. затем, следует отрезать пластмассовый блок-корпус согласно протяженности медной пластины, желательно чуть больше, чем нужно, чтобы с краев гребенки не торчали детали. Также это поможет предотвратить короткое замыкание. На обрезанные стороны изолятора следует поставить специализированные заглушки, которые, как правило, продаются в комплекте с соединительной шиной. Но если таковые отсутствуют, то можно использовать изоленту;
  4. шину следует вставлять сверху подсоединенных приборов (каждый отвод должен присоединяться в соответствующее контактное гнездо). Далее следует завинтить гребенку под весь ряд нужных автоматов и подключить питание. Именно в этом месте выполняется совместное подключение провода с шиной в автомате.

Алгоритм подключения УЗО (устройство защитного отключения) и дифавтоматов с помощью соединительных шин

Для подключения УЗО или дифавтомата с помощью соединительных шин нужно (рассматривается случай подключения двух устройств защитного подключения):

  1. фазу подвести к первой медной шине и зажать в одном контакте УЗО;
  2. ноль же подвести к второй медной шине и зажать во втором контакте УЗО;
  3. оставшиеся УЗО следует присоединить к двум этим гребенкам шин.

Монтаж

Монтаж обычной гребенчатой шины происходит в границах вводного или распределительного щитков. Обычно этот процесс не вызывает вопросов.

Особенности подключения шины под гребенку:

  1. при монтаже проводящая доля гребенки поступает между нижней прижимной пластиной и, собственно, гребенкой, из-за чего имеющаяся на ней пластмассовая изолирующая ступень направляется в сторону винтообразного крепления;
  2. если нарушить это требование, то не удастся получить эстетическое соединение, которое будет лишено изгиба пластины;
  3. при монтаже гребёнки трехфазного типа необходимо следить за точностью положения изоляторов, чтобы устранить вероятность межфазного замыкания;
  4. при установке соединительных шин для автоматов взамен типичных перемычек из кабеля важно придерживаться общепризнанной маркировки, которая находится на корпусах монтируемых изделий, а также отвечает условиям функционирующих нормативов.

Достоинства и недостатки

К недостаткам соединительных гребенок на основе меди можно причислить:

  1. постоянная потребность отключения питания при необходимости провести ремонт или обслужить устройство, что создает определенные неудобства;
  2. трудности в осуществление модернизации щитка. Если потребуется монтаж вспомогательного устройства — нужна будет смена соединительной гребёнки или установка переходной перемычки. Но это может оказать негативное влияние на свойство контактов;
  3. смена 1-го перегоревшего автоматического выключателя потребует открепления каждого контакта на каждом устройстве, но по-другому демонтаж шины может не выйдет;
  4. из-за того, что разные компании-производители в большинстве случаев могут допускать расхождение в габаритах и инструкционных объемов, появляется потребность устанавливать соединительные шины только лишь одной компании-изготовителя вместе с устройством, которое планируется подключить. Выбор разных фирм может привести к тому, что электрическое подключение будет невозможно, ведь штырь может просто не достать до зажимного контакта;
  5. использование самодельных перемычек, состоящих из провода и изоленты, при подключении автоматов может обойтись гораздо дешевле, чем использование соединительной шины. Но этот недостаток относится к продукции известных брендовых фирм-производителей;
  6. использование соединительной гребенки бессмысленно при подсоединении 1-го либо нескольких автоматов. Причиной этого служит то, что она рассчитана на количество модулей — более шести.

Одними из самых популярных гребенок на российском рынке являются гребёнки фирмы ABB (абб или abb). Это шведско-швейцарская фирма, расположена в Цюрихе.

К достоинствам соединительных гребенок на основе меди можно причислить:

  1. простота использования и высокая скорость сборки;
  2. гарантирует высококачественное, а также безопасное гальваническое соединение, так как клемма может зажимать только один контакт (исключением является первая клемма, в которую вводится питание от линии использованной pin-шины, а fork-шина лишена и этого недостатка).
  3. снижает общее количество контактов в 2 раза, и за счет этого повышается надежность образующихся соединений, исключается возможность чрезмерного нагревания мест контакта;
  4. неотъемлемым достоинством является свойство коммутации, контакт с ответвлением жилы в разы лучше, чем применение моножильного кабеля в качестве перемычки. Использование гребенки почти исключает перегрев контактной площадки;
  5. чаще всего шины соединительной гребенки на шесть модулей рассчитаны на нагрузку 63 А. Для того, чтобы провод мог выдерживать данную нагрузку, он должен иметь сечение минимум 16 квадратных миллиметров, а это ощутимо делает работу с ним сложнее;
  6. благодаря гребенке в щитке уменьшается количество проводов, что влияет на опрятность разводки, а также ее показательность. Это упрощает возможность разобраться в ней, если появится такая потребность. Применение гребенки позволяет самостоятельно осуществлять высококачественную разводку.

Использование гребенки для автоматов делает монтаж в распределительном щите в разы проще и быстрее, и этот факт является главным плюсом.

Видео по теме

Зачем подключать автоматы через гребенку и как это сделать правильно?

Преимущества и недостатки соединения автоматических выключателей в щитке гребенкой. Инструкция по подключению соединительной шины для автоматов своими руками.

При сборке распределительных щитов, как правило, автоматические выключатели, расположенные под счетчиком, соединяют параллельно, с помощью перемычек. Такой способ менее затратный, но имеет большой недостаток — зажим автомата может расплавиться от ненадежного контакта, что повлечет за собой короткое замыкание и возможно даже пожар. Чтобы этого не произошло, рекомендуется использовать специальную гребенку или как ее правильно называют — соединительная шина для автоматов. В этой статье мы расскажем, что она собой представляет, из чего состоит, а главное — как подключить гребенчатую шину в щитке своими руками. Итак, все по порядку. Содержание:

  • Конструктивные особенности
  • Преимущества и недостатки
  • Правила установки и подключения

Конструктивные особенности

Для начала рассмотрим конструкцию гребенки. Изделие состоит из медной пластины, помещенной в пластиковую изоляцию, не поддерживающую горение. От этой пластины отходят специальные подводы, благодаря которым и происходит соединение автоматов в щитке. Количество пластин соответствует количеству полюсов.

Учтите, существуют гребенки с шагом 18 и 27 мм. Первые предназначены для коммутации АВ, шириной, равной одному модулю. Соответственно 27 мм — это ширина в 1,5 модуля. Обращайте внимание на этот момент при выборе распределительной шины для собственных условий!

По количеству полюсов соединительные шины делятся на однополюсные, двухполюсные, трехполюсные и четырехполюсные. У каждого варианта исполнения свое назначение. К примеру, однополюсная гребенка использует для подключения однофазного автоматического выключателя, а четырехполюсная, соответственно, для монтажа трехфазных УЗО на 4 полюса (три фазы и ноль).

Количество отводов может составлять от 12 до 60, поэтому применение гребенок для соединения двух электрических автоматов не является рациональным решением. Целесообразно использовать распределительную шину при сборке больших щитков.

Сами отводы могут быть штыревыми (маркировка pin) или же вилочными (fork). Первые используются гораздо чаще, т.к. вилочные отводы подходят не для все автоматов, для них нужен специальных зажим.

Последняя конструктивная особенность, о которой хотелось бы рассказать — поперечное сечение отводов. Как правило, отводы изготавливают сечение 16 мм.кв., чего вполне достаточно для того, чтобы выдержать токовую нагрузку в 63 А.

Преимущества и недостатки

Сначала поговорим о достоинствах соединительной шины для автоматических выключателей. Итак, гребенка имеет следующие плюсы при монтаже электропроводки:

  1. Более качественное соединение коммутационной аппаратуры. Если подключение перемычек представлено двумя концами провода в одном зажиме, то применение гребенчатой шины сокращает это значение в 2 раза, что положительно отображается на качестве контакта.
  2. Как мы уже сказали, соединительная гребенка доя автоматов способна выдержать до 63 А. Сделать шлейф из провода, сечением 16 мм.кв. будет гораздо сложнее.
  3. Разводка проводки в щите с применением распределительной шины выглядит более аккуратной, что видно на фото ниже:

Что касается недостатков, они следующие:

  1. Не всегда возможно подключить автоматы от разных производителей. Дело в том, что различные фирмы могут выпускать модульные коммутационные изделия разной высоты. В итоге, отвод не всегда достает до разъема для подключения АВ меньшего размера.
  2. Более проблематичная замена автоматических выключателей в щитке. Чтобы заменить один аппарат придется ослабить соединительную шину на всех разъемах, иначе поднять ее выше не получится, а без этого автомат не достать.
  3. Если возникает необходимость добавления еще одного АВ в щиток, придется либо менять гребенку полностью, либо подключать его перемычкой, что негативно повлияет на эстетический вид электрощитка. К тому же при замене придется отключить напряжение на всех питающих линиях, что иногда весьма нежелательно, особенно на производстве.

Кстати, соединительная шина гребенка может использовать для подключения не только автоматических выключателей, но и УЗО, а также дифавтоматов. О том, как подключить данный соединитель в щитке, мы расскажем далее.

Правила установки и подключения

Для начала нужно отмерить нужную длину гребенки (если остаток в любом случае будет) и отрезать кусок, который вам необходим. Резать шину для автоматов лучше всего ножовкой. Рекомендуем вам сам диэлектрический пластиковый корпус отрезать с запасом в 1-2 см, что позволит защитить токоведущие части и предотвратить короткое замыкание. По краям также необходимо поставить заглушки или заизолировать торцы обычной изолентой.

После того, как подходящая длина будет отрезана, переходим к подключению автоматических выключателей гребенкой. Здесь все просто, шину нужно разместить вверху, вставить штыревые отводы в соответствующие разъемы и затянуть винты. В один из зажимов, крайний, нужно подключить вводной питающий провод.

Подробно процесс подключения рассмотрен на видео примере:

Если же вы используете соединительную гребенку с вилковыми отводами, для их подключения у некоторых производителей автоматов (Hager, ABB) предусмотрен отдельный разъем (находится снизу), к которому и нужно произвести монтаж. Наглядно этот момент продемонстрирован на видео:

Как видите, ничего сложного в установке и подключении однорядной соединительной шины нет, как минимум, на примере соединения однополюсных АВ. Что касается УЗО, дифавтоматов и двухполюсных выключателей, их подсоединение будет выглядеть немного иначе.

В этом случае нужно использовать двухполюсную гребенку. Фазные и нулевые отводы таких шин расположены через один, поэтому вам нужно в соответствии с маркировкой произвести подключение (каждый отвод в свой разъем), после чего надежно затянуть винтовые зажимы.

Вот и все, что мы хотели рассказать вам о подключении соединительной шины для автоматов. Произвести монтаж своими руками сможет даже неопытный электрик. Главное, учитывать предоставленные рекомендации!

Рекомендуем также прочитать:

  • Подключение автоматического выключателя в щитке
  • Инструкция по сборке трехфазного щита
  • Ошибки при монтаже электропроводки


Гребенка для автоматов

При необходимости установить целую группу автоматов и прочих защитных устройств в распределительный щиток возникает много сложностей. Раньше электрику приходилось изготавливать множество перемычек для автоматов, сечение которых также должно было подходить по параметрам. Но этот способ был ненадежным. Для упрощения этой работы была создана гребенка для автоматов, которую еще называют шиной.

Конструкция соединительных шин

Шина, или гребенка для автоматических выключателей, – это медная пластинка с зубьями-выходами для подключения защитных устройств, расположенными через определенное расстояние и изолятор для нее. Такого вида гребенки подходят для однополюсных автоматов.

Существуют также двухполюсные выключатели. Соединительная шина для автоматов, в которые они устанавливаются, выглядит несколько иначе. Она представляет собой корпус изолятора, где находятся уже две пластины, зубья которых располагаются через один, причем на одной из них загнуты так, чтобы при сборе они выстраивались в линию. Это позволяет совершать подключения двух ваз или фазу с нулем.

Для трехфазных защитных устройств шина для автоматов состоит из трех медных пластинок в общем корпусе из диэлектрика. Каждая гребенка дополнительно изолируется от остальных.

Штырьки находятся на одинаковом расстоянии, обычно обозначающееся как размер автомата на дин-рейку, как правило, равное 17,5 мм.

Выпускаются отводы двух видов:

  1. Pin – крепления гребенки, напоминающие зубья расчески, называющиеся штырьковыми. Они являются универсальными и используются практически повсеместно.
  2. Fork – данные зубья имеют форму полумесяца и называются вилкообразными. Для подключения оснащенной штырьками такого типа гребенки к автомату, должно присутствовать специальное крепление.

Правила установки и подключения

Как говорилось выше, гребенки пришли на смену перемычкам автоматических выключателей, оказавшись надежнее, долговечнее и проще в использовании. Они используются для соединения автоматов и остальных защитных устройств после рубильника.

Как и для любых устройств, у соединительной шины гребенки для автоматов существуют правила установки и подключения. Они достаточно просты и не требуют использования дополнительного оборудования.

Для соединения шины с автоматом, потребуется:

  1. Убедиться, что шина подходит по количеству полюсов, по размеру автомата на дин-рейку и по креплению. Чтобы избежать расхождений, лучше сразу приобретать гребенку и автомат одинаковой фирмы производителя.
  2. С помощью ножовки по металлу необходимо отрезать шину нужной длины.
  3. Отрезать диэлектрический корпус с запасом в 1-2 сантиметра, во избежание короткого замыкания.
  4. Надеть на шину специальный кожух.
  5. Приступить к монтажу и установке планок для крепления электрических автоматов, учитывая маркировку, защитный прибор имеет 2 или более полюсов. Для этого потребуется вставить каждый отвод в специальное отверстие автомата, в каждом из которых есть обычный зажим, затягивающийся стандартными болтами.
  6. При использовании шины с вилками, отводы крепятся в специально предназначенные для гнезда.
  7. В один из крайних зажимов требуется подключить вводный питающий провод.
Читать еще:  Как рассчитать вводной автомат на 380в

Лучшие производители

На рынке сейчас представлено огромное количество соединительных шин, выпускаемых различными производителями, от мировых корпораций и до локальных компаний. Однако существуют производители, зарекомендовавшие себя наилучшим образом, чью продукцию можно покупать без опасений за ее качество, производительность и надежность.

На данный момент на мировом рынке одним из лидеров и известнейшим производителем силового оборудования и в том числе соединительных шин является швейцарская компания АВВ. Продукция фирмы отличается надежностью, безопасностью и износостойкостью.

Также популярна и продукция французского бренда Legrand, специализирующегося на выпуске электротехнических изделий. Выпускаемые компанией изделия соответствуют новейшим европейским стандартам качества и могут с одинаковым успехом применяться как в простых квартирных щитках, так и на крупнейших производствах.

Хорошим решением будет и приобретение оборудования, выпускаемого одной из старейших французских корпораций Schneider Electric, специализирующейся на выпуске и обслуживании электрооборудования и зарекомендовавшей себя наилучшим образом.

На внутреннем рынке одним из ведущих производителей и поставщиков электрооборудования на данный момент является компания ИЭК, добившаяся своего успеха благодаря крайней доступности продукции для потребителя и дважды становившаяся лауреатом премии «Марка № 1 в России».

Успешно конкурирует с брендом ИЭК Курский электроаппаратный завод (КЭАЗ), существовавший еще в СССР. Выпускаемая заводом продукция отличается надежностью, долговечностью и сравнительно доступной ценой, а линейка выбора на данный момент является одной из самых больших на внутреннем рынке.

Также хотелось бы отметить и достаточно известную в России китайскую компанию EKF electrotechnica. Цена и качество производимых ею изделий сравнимы с параметрами продукции бренда ИЭК, однако пятилетний гарантийный срок заставляет многих выбрать эту компанию.

Преимущества и недостатки

Соединительные шины крайне популярны в использовании, из-за того что они обеспечивают более надежное соединение защитных аппаратов, снижая количество дополнительных соединений в два раза по сравнению с обычными перемычками.

Также стоит отметить то, что стандартная шина может выдержать силу тока больше 60 А. Перемычку из провода с такими показателями изготовить практически невозможно.

Шина обеспечивает аккуратный внешний вид разводке, так как отсутствуют торчащие во все стороны дополнительные провода перемычек.

Однако эта конструкция имеет и свои недостатки:

  • Появляется необходимость покупать автоматы одного производителя, ведь купленная у другой компании шина может попросту не подойти.
  • При добавлении нового автомата приходится менять всю шину целиком, так как установка дополнительной перемычки снизит производительность. При замене шины придется отключать все автоматы полностью, что приведет к немалым потерям в масштабе предприятия.
  • Для замены одного из модулей на абсолютно идентичный опять же придется отключить полностью весь щиток и ослабить зажимы абсолютно всех контактов. Устройство попросту невозможно демонтировать из-за того, что его фиксирует шина.

Подводя итог, стоит заметить, что шина крайне удобное и надежное соединение. В квартирах соединительные шины просто незаменимы, особенно в щитках, где и так недостаточно места. Гребенки отличаются довольно высокой ценой, однако стоят тех денег. Лучше поменять все автоматы в доме и поставить шину, чем мучиться с перемычками.

Шина гребенка для автоматов

Добрый день уважаемые посетители сайта «Электрик в доме» сегодня предлагаю вам на рассмотрение один из способов аккуратного подключение модульной аппаратуры в электрических щитках.

Данный метод мне посоветовал один мой хороший товарищ, который занимается электромонтажом. Суть нашей с ним дискуссии заключалась в том, как лучше, или даже как правильнее подводить питание и подключать шлейфом несколько автоматических выключателей или УЗО.

На сегодняшний день многое усовершенствовано. И мой товарищ в этом плане немного эволюционировал и продвинулся вперед, так как использует для этой цели особые гребенки. Потому рассмотрим данный вопрос подробно. Именно о том, что такое гребенка для автоматов, как с ними работать и как подключать пойдет речь в данной статье.

У вас когда-нибудь возникали такие ситуации, при которых определённое количество УЗО или автоматических выключателей необходимо подключить к одному питанию (к одному питающему проводу)? Как правило, это относится к однофазным щиткам, хотя если щит трехфазный и нагрузка разбивается на три группы, там тоже такое встречается.

Например, в щите на одной дин рейке размещены три дифавтомата на розеточную группу, два автомата на сеть освещения, одно УЗО на электрическую плиту. Как подключить все эти устройства?

Для запитывания можно сделать между ними перемычку. Для этого берётся мягкий ПВ-3, а также наконечники НШВИ (2), подключаем один элемент, затем от него второй, третий и так далее. Пока не подключим все автоматы. Такое подключение называется шлейфом и если все правильно и качественно сделать будет очень надежным. Я всегда так делал.

Единственным недостатком такого способа подключения являются торчащие провода. Изгибы проводов из-за торчащих перемычек, мешающих осуществлять подводку проводов к автоматам, в металлических щитах лицевая панель для автоматов не станет на свое место. В конечном итоге получается сплошное нагромождение проводов, с которым сложно разобраться. Избавиться от этих перемычек при данном способе подключения невозможно единственное, что их можно посоветовать, не делать перемычки длинными, тогда получится более компактно.

Соединительная шина гребенка для автоматов

Автоматические выключатели, УЗО, дифавтоматы все эти модульные аппараты защиты используются сегодня в комплекте современных щитов распределения. Такие защитные устройства должны быть правильно, надёжно и безопасно подключены. Как большинство людей это делает?

В настоящее время люди чаще всего объединяют группы автоматов самодельными кабельными перемычками, как было описано выше. При аккуратной и достаточно качественной работе такие перемычки прослужат длительное время.

Но мастерство многих людей оставляет желать лучшего. Хочу привести реальный пример подключения автоматов в щите при помощи перемычек.

В одном из домов, где я делал электромонтаж (а точнее в квартире) как то решил заглянуть в электрощиток который был установлен на лестничной клетке.

Увиденное меня ужаснуло, так как перемычка между автоматами была сделана оголенным проводом. Смотрите сами:

Причем такое ощущение, что все работы в этом доме делал один и тот же человек (подозреваю, что электрик из ЖЭКа), этажом выше и этажом ниже точно такая же картина, все сделано аналогично. Обычным людям это вовсе не интересно, да и ничего они в этом не понимают. Что мешало этому электрику сделать перемычку изолированным проводом, я уже молчу про использование здесь соединительной шины гребенки для автоматов. Вот почему нужно обращать внимание на электриков, которые выполняют работы.

Итак, это мы рассмотрели халтурщиков и то как не нужно делать, сейчас рассмотрим как это делается правильно.

Если профессионально собирать щиты, то здесь многие используют штатное решение. Называется оно соединительная шина гребенка для автоматов. Электрики называют ее просто – гребенка. Что из себя представляет эта гребенка? Это цельная медная пластинка, которая помещена в пластиковый изолятор.

Суть всей конструкции заключается в том, что от пластины, которая находится в пластмассовом корпусе, отходят штыри – зубья. Пластина и зубья представляют собой одну цельную конструкцию, литую, без соединений. Зубья, оголенные, так как вставляются в контакты для подключения защитной модульки. Форма зубьев может быть различной г — образной, v – образной (чаще г- образной). Медная пластина свободно двигается в корпусе ее легко можно оттуда вынуть и рассмотреть.

Такая шина соединительная для автоматов очень компактная, позволяет красиво и надежно подключить автоматические устройства, размещенные в один ряд. Также как и автоматические выключатели гребенки по количеству полюсов выпускаются производителями однополюсными, двухполюсными, трехполюсными и четырёхполюсными.

Конструкция соединительных шин

Давайте более подробно рассмотрим, как выглядит соединительная шина гребенка для автоматов. Однополюсная гребенка имеет форму прямоугольной медной пластины, которая расположена в корпусе. Корпус изготавливается из огнеупорного пластика. Вдоль пластины с определенным шагом расположены ответвления — зубьями, к которым подключаются электрические автоматы, УЗО, дифавтоматы.

Если речь идет о двухполюсной гребенке, то здесь в пластиковом корпусе размещены две шины. Примечательно, что на одной шине зубья будут изогнутыми. В качестве примера рассмотрим гребенку для автоматов hager на 12 модулей.

У двухполюсной гребенки на каждой шине расстояние между зубьями будет больше, нежели у однополюсной. Это связано с тем, для подключения к этим гребенкам подводится два питающих провода, фаза — нуль (L+N) или фаза — фаза (L1+ L2) и зубья на каждой шине должны идти как бы через один.

В трехполюсной гребёнке находятся три медные шины, которые расположены в едином корпусе. Каждая шинка вставлена в свою направляющую с наличием между ней изоляции в виде пластиковой перегородки. Как правило, такие гребенки используются редко.

С количеством полюсов разобрались, теперь что касается модулей (зубьев). Гребенки в электротехнических магазинах продаются стандартной длины. Число модулей может быть: 12,24,36,48,60. Скорее всего, могут быть и больше, но мне они не встречались. Расстояние между контактами на гребенке составляет 17.5 сантиметров.

Контакты бывают штыревые и вилкообразные. В Европе именуются как PIN (штырь) и FORK (вилка) .

Вилкообразные контакты гребенки hager KDN163A-AC230-400V:

А так выглядит двухполюсная шина hager KDN263A-AC230-400V с типом контактов FORK (вилка):

Самый ходовой вариант – это штыревой контакт. В отличие от вилкообразного контакта, штыревой подходит для всех защитных аппаратов не зависимо от фирм производителей.

Шины соединительные для автоматов с контактами вилкообразного типа подходят не для всех защитных устройств, а только для защитной аппаратуры брендовых фирм таких как ABB, hager и т.п.

Такие шины выпускаются, как правило, брендовыми фирмами у которых контакты автоматов, УЗО, АВДТ заточены (предназначены) под них. Например, автоматы фирмы hager имеют специальный зажим — затягиваемый винт, которой как раз предназначен под FORK (вилку). В любой другой автомат, у которого имеется обычный зажим, такую шину просто не засунешь.

Как быть если длина гребенки большая (даже если взять наименьшую на 12 модулей шину). Понятно, что для подключения трех или четырех автоматов всю шину целиком не нужно запихивать в щиток. Ее нужно как то отрезать. Как это можно сделать? Все очень просто. Вытаскиваем из пластикового корпуса шину, берем обычные ножницы по металлу, ножовку (у кого что есть) и отрезаем такой длины которая нам нужна. Затем берем пластиковый корпус и отрезаем его по длине на 1.5 – 2 см больше чем сама шина. Это для того чтобы оголенные части гребенки были скрыты и не торчали по краям. Можно для защиты краев использовать специальные заглушки.

Схема подключения автоматов через соединительную гребенку

Итак, мы подошли к главному разделу данной статьи применение гребенок на практике и в качестве примера рассмотрим, как подключить группу автоматов соединительной шиной гребенкой. Для того чтобы подключить целую группу автоматов, я использую однополюсные гребенки.

В качестве примера рассмотрим подключение автоматов фирмы Schneider Electric. Берем гребенку, вытаскиваем из нее медную шину, отрезаем три, пять, семь зубьев, в общем столько, сколько нам нужно. Затем уже по длине медной шины отрезаем пластиковый корпус с запасом так, чтобы с краёв гребёнки не торчат различные детали.

Затем закручиваем гребенку под весь ряд установленных автоматов и подсовываем питающий провод к одному из зажимов. В этом месте будет выполнено совместное подключение провода с шиной в автомате. В итоге будет получена красивая разводка. Забыл упомянуть, что медная шина способна выдержать нагрузку в 63 Ампера.

Если вы внимательно читали статью, то уже знаете, что вилочные контакты подходят не для всех автоматических выключателей. Все дело в том, что определенные фирмы выпускают автоматические устройства защиты с двойным зажимом. Одна из таких фирм hager.

Как видно из фото в автоматические выключатели хагер шина с вилкообразными контактами не входит в обычные зажимы (ровно как и в любой автомат другой фирмы). Вот незадача, шина и автоматы одной фирмы, а контакты не подходят, почему? Вопрос на засыпку! 🙂

Можно рассмотреть поближе контакты:

Но здесь нет ни какой магии и все довольно просто и на мой взгляд гениально придумано. На самом деле шина с вилкообразным контактом должна входить в специальный зажим на автомате (который как раз есть не на всех экземплярах).

У Hager есть два контакта один для гребенки второй для провода.

Один зажим выглядит как обычно в виде прижимной площадки, второй под винт. Именно под этот винтовой зажим и предназначены вилочные контакты.

Так, у автомата хагер в один зажим вставляется питающий провод, а во втором располагается соединительная шина гребенка для автоматов, имеющая вилкообразный контакт, что очень удобно.

Поэтому при покупке такой гребенки учитывайте имеется ли в автоматическом выключателе соответствующий зажим. Иначе в противном случае в обычный автомат такую гребенку не засунешь, и вы зря потратите деньги.

Подключение УЗО и дифавтоматов с помощью гребенки

Линии розеток в современной квартире обязательно должны защищаться с помощью УЗО или дифавтоматов. Если вы заботитесь о своей жизни и о жизни своих родных и близких, то у вас в распределительном щитке на каждую линию будет установлена защита от утечки тока.

Эти устройства защиты также можно подключить с помощью соединительных шин. Но в отличие случая с автоматическими выключателями здесь есть одна особенность.

При подключении УЗО с помощью соединительных шин, шина как минимум должна быть двухполюсной (это если узо однофазное). Так как для питания здесь необходимо подводить фазу и ноль.

Использование здесь однофазной гребенки не подходит, ведь при этом произойдет замыкание «ноля» и «фазы» одновременно всех УЗО, установленных в одном ряду. У такой гребенки отходящие зубья должны быть расположены через один. То есть шаг между гребенками составляет один модуль (ширина автомата).

Подключается все очень просто. Например, есть два устройства защитного отключения. Фаза подводится к первой медной шине и зажимается в одном контакте УЗО, а ноль подводится ко второй медной шине и зажимается во втором контакте УЗО. Все последующие УЗО подключаются к обеим гребенкам шин.

Это очень удобно, так как несколько УЗО быстро соединяются между собой. Для этого нет необходимости делать множество перемычек с обязательным соблюдением цветовой маркировки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector