Astro-nn.ru

Стройка и ремонт
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отреставрировать старую картину в домашних условиях?

Реставрация и чистка живописи – картин

Все еще считаете, что сделаете это лучше специалиста?
Не жалко картину?
Рискнем?)))

Начнем с прорывов, не в смысле, что начнем рвать в клочья шедевр)))
как закрепить порыв на холсте? – примитивно: клеем ПВА в несколько слоев.
Самое главное – с обратной стороны!

Справились? – это было легко!
Продолжим? … подумайте 7 раз… режем?

Чистим скипидаром, покупают его в аптеке. Пахнет. Нет, не просто пахнет, воняет! Тряпочка – ватка, завернутая в марлю ( любая фантазия), пропитали, смочили живописный слой, ждем минут 5 – 10, протираем. Рекомендую экспериментировать на свежем воздухе, там же где-нибудь в тенечке оставьте проветриться холст.
Классно? – А то! – это первые минуты, пока все еще сыренькое… подсыхает? – чувствуете как стала пропадать контрастность? – это еще цветочки)))

Матовый налет пошел? – нормально! – считайте, что теперь картину можно выкинуть! … не спешите, будем “лечить” дальше.

Когда подсохнет, когда вы поймете, что сильно погорячились, можно переходить к покрытию лаком. Каким? – уже не имеет значения – картина будет слепить новизной даже при матовом лаке… а ведь предупреждали…

Зато своими руками! – декоративные страсти отдыхают)))


А хотите помыть картину? 1000 и 1 способ как помыть холст.
Я знаю только 3 – достаточно, чтобы порекомендовать не делать этого.

Режем луковицу ( нашу, отечественного производителя, евро-овощ не подойдет, слабоват) и половинками трем.

Взбиваем пену обычного стирального порошка. На губку – трем – тут же вытираем насухо.

А теперь способ третий ( эксклюзив от меня) – как убить старинное полотно, помыв его? – берете современный оксидный отбеливатель, любой, разводите ложку на стакан конкретно теплой воды ( пропорции почти не имеют значения), смачиваете губку – трем. Шок? – то то же))) этот способ чистки невозвратный.

Пожалуй, нужно добавить, что чистка масляной картины народными (и профессиональными) средствами хороша лишь в случае бытового загрязнения (жир, следы жизнедеятельности человека и т.д.) и в случае потемнения и пожелтения лака, покрывавшим картину после реставрации.
Именно такие слои наложенного лака и проявляют себя со временем, и чем больше слоев, тем печальнее вид у картины.
Случаи, когда мыть потемневшую живопись бесполезно.
Почему темнеют старые картины?
Краски состоят из пигмента и связующего компонента, в качестве которого частенько использовали льняное масло, вот оно-то со временем и окисляется (желтеет). Однако это придает картине тот самый «галерейный» оттенок, так любимый и ценимый нами.
В состав пигментов входят химические вещества: кадмий, кобальт, хром, свинец, стронций и др. , которые при смешивании красок вступают в реакцию между собой, изменяя со временем исходный цвет.
И тут мы бессильны со всеми своими многочисленными народными методами чистки.
Тщетны попытки будут и сделать ярче картину, написанную маслом на черном грунте, такие работы подвержены гораздо сильнее темнению. Объясняется это так: грунт просаживает белила.

Объявляю конкурс на лучший рецепт чистки картины, масляной картины. Все предыдущие рецепты именно для масляного письма.

Блог у меня молодой и зеленый, так что заманить кого-то на участие в конкурсе сложно пока, пришлось самой разыскивать рецепты чистки масляной живописи и картин вообще. Сказать что они шокирующие и вредоносные (да просто губительные) – не сказать ничего. Давайте воспримем их как шуточные))))

ВНИМАНИЕ. так делать, как написано в следующих “рецептах” НЕ НАДО!

просто копирую из “Домоводства”, улыбнитесь)))

Как чистить картины, написанные маслом.

“Если картина не очень загрязнена, то ее 2-3 раза обмывают мыльной, а затем чистой водой. Если картина нуждается в основательной чистке, поступают следующим образом.

Сквозь чистое волосяное сито просеивают на картину печную золу, потом льют на нее теплую мыльную воду и отмывают чистой водой. Подсушив картину с помощью полотенца, ее покрывают лаком.

Существуют и другие средства чистить картины. Приведем некоторые из них.

— Картину протирают губкой, смоченной в уксусе, потом промывают чистой водой. Вместо уксуса можно пользоваться разведенной водкой,

— Испеченную луковицу разрезают надвое и трут картину; затем холст промывают чистой водой и, дав высохнуть, покрывают взбитым яичным белком или белым лаком.

— Картину кладут на гладкий стол или доску, мочат ее водой и посыпают солью, потом берут кусок полотна и трут им, пока грязь не сойдет. Совершенно очистив картину, ее вытирают, снова промывают чистой водой и дают до конца высохнуть, после чего покрывают лаком.

Китайский способ чистить старые масляные картины

Чтобы хорошо вычистить картину, ее натирают кисточкой, обмоченной в известковой воде, после чего промывают 3-4 раза. Она принимает прежний вид и глянец.

Как лакировать масляные картины

Так как новые масляные картины нельзя тотчас покрывать лаком, потому что он слишком глубоко въедается в краски, то картины обыкновенно покрывают специально приготовленным составом. Яичный белок перемешивают с несколькими ложками водки до тех пор, пока все не превратится в пену; состав оставляют в покое на несколько часов, по прошествии которых осторожно сливают светлую жидкость, образовавшуюся под пеной и при помощи мягкой губки мажут ею картину несколько раз, давая каждый раз высохнуть. Потом вешают картину приблизительно на 4 месяца или на полгода, чтобы масло совершенно засохло.

По истечении этого срока ее моют теплой водой, очищают от белка и наводят лак один или два раза. “(с)

Краткая инструкция чистки картин:

“Обметите рамы картин метелочкой из перьев, а позолоченные рамы – мягкой щеткой.
Картины, написанные масляной краской, накройте белой тряпкой, смоченной водой (лучше дождевой), оставьте ее на 3 – 4 часа, затем просушите, и слегка проведите по поверхности картины полотняной тряпкой, смоченной льняным маслом. Белые места смочите перекисью водорода, а затем протрите тряпкой.”(с)

И наконец победитель в рейтинге: “Самый тупой совет по чистке масляных картин”. Еще раз повторяю, пожалуйста не следуйте таким советам, если масляная картина вам хоть капельку еще нужна и нравится. Все эти способы убивают картины безвозвратно ( а последний рецепт еще и по пальцам прошелся)))

“Чтобы очистить картину, прежде всего нужно промыть ее губкой с теплой водой для удаления пыли и копоти. Затем, если картина покрыта лаком, его снимают трением пальца, время от времени промывая и просушивая каждый раз, перед тем как снова приниматься за удаление лака; делается это до тех пор, пока под пальцем не перестанет образовываться пыль. Тогда проходят слегка петролейным эфиром и вытирают мягкой, но не мохнатой тряпкой, после чего картина готова для нового лакирования. Но если под этим первым снятым слоем лака имеется еще другой, который не снимается пальцем, или же если и сам первый слой не поддается удалению путем трения, то следует предположить, что картина была покрыта масляным лаком или лаком обыкновенным, но с примесью жировых веществ. В таком случае следует покрыть этот слой лака петролейным эфиром и оставить так на 24 часа, по прошествии которых на петролейный эфир надо насыпать, через сито, слой мельчайшего порошка мела (картину надо, конечно, положить горизонтально). Мел этот должен впитать в себя петролейный эфир, растворивший в себе жировые вещества. Через 24 часа после этой операции картина промывается сперва теплой водой для удаления мела, а затем мыльной водой, чтобы окончательно очистить ее от жировых веществ.
Если все эти средства окажутся недостаточными, то картину осторожно промывают ацетоном, разведенным водой, производя пробу сперва на уголке, чтобы видеть производимый эффект.
Каждый раз после промывки нужно пробовать удалять лак трением пальца, и если это не удается, то значит это действительно масляный лак. В этом случае опасно стараться снять его полностью, так как пришлось бы употребить спирт или бензин, которые могут размыть живопись. Нужно ограничиться удалением поверхностной части лакового слоя, протирая картину постепенно небольшими частями шелковой тряпкой, слегка смоченной разведенным водой ацетоном или же яичным маслом, разбавленным жидкостью, растворяющей фиксатив для акварели. Если же под этим лаком, который невозможно снять совершенно, картина кажется очень грязной, то это указывает на то, что лак был положен поверх другого слоя старого и грязного лака, что встречается очень часто. Что же делать? Нужно снять лак, — но это уже лучше поручить опытному реставратору, так как операция эта, во всяком случае, рискованная.
Высохшую масляную краску можно снять с картины тряпкой, намоченной в бензине или скребком;
для живописи на досках удобен последний прием, а на грунтованных холстах и бумаге предпочтительнее бензин, который исключает возможность порезов и царапин .”(с)

Добрый совет – обращайтесь к специалистам профессионалам.

Для тех, кто считает свои руки золотыми, могу посоветовать почитать следующие очень интересные статьи:

Реставрируем картину своими руками

К сожалению, время безжалостно относится не только к людям, но и к живописным произведениям искусства. Например, картины «солидного возраста» могут терять внешний вид, краски выгорать и растрескиваться, а то и вовсе отпадать целыми кусками! И вот уже живописный шедевр больше огорчает, чем радует… Значит, пришла пора реставрации картины.

Вы будете удивлены, но картины реставрируют с 18 века, с тех пор, как появились частные коллекции. Все в мире требует заботы и ухода, и живопись тоже!

Зачем реставрируют картины? Здесь все просто! Необходимые вмешательства продлевают жизнь вашей картине и предотвращают последующие разрушения. Восстановить можно даже сильно поврежденную картину! Реставрация масляной живописи как доктор приходит на помощь в нужный момент.

Со временем красочный слой может растрескиваться не только на картинах, чей возраст 150 и более лет. Под реставрацию могут попасть и боле молодые произведения, жизнь которых не превышает 20-30 лет.

Мелкие трещины на картине в спиральной форме

Логично, если в вашей голове возникает вопрос вроде «Почему краски трескаются и как этого избежать?» Причины, по которым краска со временем растрескивается или отпадает , могут быть разные. Самая распространенная ошибка, например, неправильная просушка, вернее, не достаточная для того, чтобы покрыть картину лаком.

Из-за несоблюдения технологии и последовательности нанесения красочных слоем друг на друга, тоже результат повреждения слоем. Другими словами, если нижележащий слой не успевает достаточно высохнуть, а вы уже наносите новый сверху!! В связи с этим и происходят не желаемые изменения в структуре красочного слоя. Плохое хранение и уход также может сказаться на картине.

Возраст живописи в конце концов.. Реставрируют не только станковую живопись, то есть написанную на мольберте, а также альфрейную живопись- росписи на стенах.

Пример основных причин для реставрации картины

Как то мне принесли картину, у которой отпадала масляная краска кусками. Основание льняного полотна практически прогнило от высокой влажности и хранения картины в таком помещении. Картина была обречена на недолгое существование, но порадовать глаз хозяина еще могла некоторое время.

Если проклеить с обратной стороны ткань и улучшить внешнее состояние краски, то такой вариант реставрации вполне приемлемый, правда, не долгий. Сохранить картину с поврежденным прогнившим холстом достаточно сложно. Скажу, хозяин картины был доволен, хоть и понимал о неизбежности потери полотна.

Реставрациями картин на высоком профессиональном уровне я не занимаюсь (это отдельная исследовательская специализация), но эксперимента ради, частично восстановить почти утраченную картину, все таки взялась.

Но есть варианты, когда спасти картину самостоятельно, без профессионального ресторатора не возможно, вот смотрите…. На фото внизу я показываю, что при прикосновении пальцем к холсту, краска полностью отпадает.

Отслаивание краски от холста

Картина написана французским художником, примерно 70-85 лет в многослойной технике, досталась мне по наследству. Не правильный грунт на холсте стал причиной распада красочного слоя. В этом случае, необходимо восстанавливать потерю грунта на более профессиональном уровне. Сейчас в художественных магазинах можно купить готовый прогрунтованный холст. А раньше, художники сами проклеивали и грунтовали ткань, и к сожалению, не всегда достаточно хорошо.

Не забывайте, что в начале масляная краска сцепляется именно с грунтом, а не с льняным полотном. И потом уже один слой сцепляется с другим. Меньше всего страдают произведения, написанные не на холсте, а на дереве, как во времена Леонардо Да Винчи. Почему так происходит, я напишу в другой статье.

Кстати, судя по подписям на картинах, многие из них были написаны мужской рукой. Но вопрос кто же рисует больше, мужчины или женщины, все таки остается спорным.

Если вы сами пишите картины, то старайтесь избегать подобных причин возникновения трещин и отпадения краски. Вот, и получается, что причина повреждений ведет к следствию с огорчениями. А реставрация — правильное решение для сохранения жизни многих картин!

Слово «реставрация» звучит пугающе профессионально, согласна, но самостоятельно реставрировать небольшие «больные места» на картине все- таки можно.

Мелкие проблемы на картине может подправить сам художник

Дальше в статье мы поговорим о том, нужно ли снимать старый лак перед реставрацией, о способах снятия лака и о том, как снять старый лак, чтобы, не повредить нижний красочный слой краски.

Хочется сразу заметить, что приступая к этому ответственному мероприятию, следует сначала взвесить все «за» и «против». Если полотно, которое вы собираетесь обновить, представляет большую художественную и материальную ценность, лучше прибегнуть к услугам профессиональных реставраторов. Так можно быть уверенным, что картина не будет безнадежно испорчена, если «эксперимент не удастся»!

В реставрационной мастерской масляная живопись проходит настоящее исследование, определяется состав красок и лака. Иногда для этого пользуются реактивами и специальными оптическими приборами.

Читать еще:  Самодельный краскопульт для покраски: видео инструкции (3 варианта)

Кроме этого, существует мнение, что старые шедевры сами по себе смотрятся благородно и галерейно, несмотря на потемневшие или пожелтевшие краски. А легкий кракелюр красочной поверхности придает им особый шарм и аристократизм.

Кстати о приборах… Знаете ли вы, что во времена Леонардо Да Винчи, многие старые мастера пользовались специальным приспособлением — камерой-обскурой? Нет? Тогда самое время почитать об этом чудо-приборе в отдельной статье📌

Профессиональная мастерская по реставрации предметов искусства

Есть старинные картины, которые действительно обходятся без реставрационного вмешательства долгое время. Если в этом нет эстетического или восстановительного подтекста, то лучше не трогать.

Раскрою небольшой секрет: если в экспозиции присутствуют реставрированные картины, которым несколько сотен лет, то они значительно отличаются по яркости красок от своих собратьев, не подвергшихся восстановлению. Из-за старого пожелтевшего со временем лака гаснет и сам красочный слой краски. Снятие старого лака и покрытие новым свежим, также считается восстановительным моментом.

Ну а если вы все-таки решились реставрировать картину на холсте своими руками, например, семейную реликвию или шедевр, доставшийся в наследство от дядюшки- художника, следует тщательно изучить теорию небольшого, но эффективного способа реставрации. К тому же, полезно знать, если вы сами молодой художник…. Вдруг придется реставрировать свой шедевр спустя 20-30 лет!

Снимать старый лак перед реставрацией нужно обязательно! Во первых, многие лаки имеют свойства желтеть и следовательно, цвет краски вида- меняется под лаком. Во-вторых, масляная краска на лаке держаться долго не будет и отлупится в скором времени.

Если даже вам кажется что картина не покрыта лаком, что мало вероятно, снять верхний слой все же нужно. Возможно, художник покрыл полотно матовым лаком, который не имеет глянцевый блеск. Кстати о лаках для картин читайте в отдельной статье.

Пример реставрации картины

Заметка: на фото вверху картина, которую реставрировал мой учитель с Франции. На ней видимые отличия яркости масляной краски до и после снятия лака…. Как я писала выше, под словом «реставрация» имеется виду даже снятие старого сильно пожелтевшего лака.

1. Чистка картины

Реставрация картин на холсте начинается с очищения живописного полотна от пыли, копоти и загрязнений. Для этого используются чистая вода, лучше дистиллированная, и ватные тампоны или ватные палочки. Постепенно влажным тампоном, шаг за шагом очистить картину от загрязнений.

На заметку: любые реставрационные и очищающие мероприятия следует начинать с уголка картины. Проводить работы на небольших участках, следя за верхним красочным слоем. Если на тампоне остаются следы краски, не рекомендуется продолжать реставрацию картины.

Снятие загрязнения с картины

После удаления загрязнений картину надо просушить, а затем можно приступать к удалению покрывного лака.

2. Удаление покрывного лака с масляной живописи

В настоящее время существуют различные средства для снятия лака для живописи в виде растворителей, гелей и пасты.

Растворители старого для лака.

Какой именно выбрать? «Классический» рецепт растворителя – это композиция из пинена и этилового спирта. Сложность для неискушенного реставратора состоит в том, чтобы подобрать пропорции этих составляющих именно для данного случая. Поэтому проще воспользоваться уже готовым растворителем.

Знать бы только, какой приобрести, ведь общего рецепта не существует, потому что подобрать растворитель можно только опытным путем. Магазины для художников предлагают очистители для масляной живописи с пометкой «для реставрации» на основе минеральных масел и уайт-спирита.

Пример растворителя старых лаков

Кроме этого, есть специальные растворители старых лаков для картин маслом. Чтобы найти эти средства, достаточно внимательно смотреть на маркировку и название.

Удаление старого покрывного лака проводится при помощи ватного тампона на маленьких участках полотна, начиная с угла. При необходимости манипуляцию повторяют, чтобы добиться желаемого эффекта, то есть для полного удаления покрывного лака или утоньшения его слоя. Будьте внимательны, иногда для снятия лака необходимо всего 2-3 минуты!

Гели и пасты для удаления лака для живописи: преимущества

Гели и пасты отличаются густой консистенцией, что облегчает реставрацию картин на холсте. Жидкий растворитель легко проникает в трещины живописи, это может привести к дальнейшим разрушениям картины, с чем связана тщательная аккуратность при работе. Пасту же можно наносить на некоторое время, выдерживать до получения нужного результата и вытирать или переносить на другой участок картины.

Специальный гель для снятия старого лака

Пасты и гели имеют различные растворяющие способности, ведь покрывные лаки тоже разного состава. Так что экспериментировать придется и с этими растворителями, чтобы добиться нужного результата.
После удаления пасты с поверхности картины, чтобы нейтрализовать работу растворителя, полотно обрабатывают скипидаром.

На заметку: Если вы реставрируете пастозную или фактурную живопись, лучше выбрать гель для удаления лака. В этих случаях вместо ватного тампона гель наносится при помощи кисточки.

3. Подклейка отслоения краски

Часто у картин маслом возникает проблема кракелюра – отслоения и растрескивания краски. Если растрескивание живописи приобрело большие масштабы, скорее всего, поможет только профессиональный реставратор. А небольшие отслоения можно исправить своими руками.

Потребуются: осетровый клей, папиросная бумага, утюг, вода, ватная палочка.

Положить картину на плоскую поверхность. Мягкой кистью нанести немного клея на места трещин, стараясь максимально четко заполнить места отслоения краски. Если трещины очень мелкие, клей удобнее наносить медицинским шприцом.

Приложить к местам заклейки папиросную бумагу, плотно прижать, не допуская пузырьков воздуха и складок бумаги. Подождать несколько минут, чтобы бумага немного подсохла и начала белеть.

На место подклейки положить чистый лист бумаги и легко, почти невесомо, прогладить бумагу теплым утюгом. Повторить несколько раз, не держать утюг долго на картине. Если папиросная бумага просохла и побелела, прекратить сушку.

Проклейка мелких трещин

Осторожно ватной палочкой, смоченной в теплой воде, снять папиросную бумагу с картины. При необходимости повторить до полного очищения живописи от бумаги и клея. Действовать аккуратно, чтобы не повредить краски. Просушить место проклейки ватой. После полного высыхания подклеенное место можно подправить красками, нанося их точечными мазками кисточки.

Приведенный выше способ реставрации живописи, конечно же, не единственный. Во многих случаях, без масляной краски в реставрационных работах не обойтись. Например, если мазки наносились густо, пастозно на холст и реставрировать, восстанавливать здесь нужно отпавшие куски краски, а не растрескивание красочного слоя.

В принципе, степень разрушения может быть от нитевидных трещин до огромных дыр на полотне! Это косвенно может зависеть и от техник нанесения краски. Кстати, почитать о техниках в масляной живописи можно в обзорной статье.📌

Примеры «болезней полотна» при различных разрушениях красочного слоя

Реставрация картин на холсте своими руками дело очень хлопотное, требующее терпения и внимания. Но при определенных навыках и настойчивости реставратора, масляная живопись начинает играть свежим видом, обретая новую жизнь. А это прекрасно! В конце небольшой восстановительной работы, не забудьте снова покрыть картину лаком.

Друзья, задавались ли вы когда-нибудь вопросом, что в живописи важнее: талант художника или отточенное мастерство ? На эту тему я порассуждала немного в отдельной статье и пришла к кое- каким выводам.

Сохраните себе статью в закладках , чтобы она не затерялась среди миллионов статей в интернете! При необходимости, вы можете заглянуть сюда в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Сундучок с прибамбасами

Интересные факты и научные гипотезы, удивительные природные явления, прогулки по интересным местам, интересные растения и животные, простые поделки своими руками и мастер-классы, простые и вкусные рецепты «готовим сами», живопись и прикладное искусство, отличная музыка, мои собственные мысли и ощущения! Добро пожаловать в мой Сундучок, гости дорогие, всегда вам рада.

четверг, 30 сентября 2010 г.

Реставрация картинных рам – недорого и своими руками (такой себе небольшой, но полезный мастер-класс)

12 комментариев:

Очень доступная инструкция, а главное — быстро и дёшево))) Спасибо за ликбез:)

Илон, спасибо, я старалась. )))
Хотя, по-прежнему, настаиваю на том, что это совсем даже не быстро, хотя и невероятно дешево. )))

Да, переезды — это сложное дело. Столько раз приходилось переезжать, столько испорченных вещей всегда было.
Спасибо за советы.

Вот и мы изъездили в свое время бывший Союз от Сибири до Украины, так что подобные «прелести» пережиты на собственной шкурке. )))

Николай .
Для ремонта багета возьмите пластилин раскатайте по ширине багета и
длинной до 10см.потом припорошить крахмалом далее наложить на целую
часть багета так ,чтобы получился оттиск аккуратно снять положить на горизонтально ровную плоскость,если нужно подровнять.
На авторынке купить шпатлевку Турецкую с стекловолокном в необходимое количество шпатлевки ввести отвердитель быстро и быстро шпателем вложить в пластилиновую вашу форму все.
Через несколько минут вынимаем подгоняем к утерянной части багета и клеим той же шпаклевкой намазав тонким слоем ВСЕ ,УДАЧИ!

Скажите пожалуйста, а можно купить глину в дет. магазине или в Леонардо, которая при выпечке застывает в духовке (вместо пластилина)?И в неё, готовую уже форму с тиснением, выложить смесь бумаги и ПВА. Как альтернатива.. =)

Я думаю, можно все, просто мы этот вариант попробовали, как наименее затратный ))

Реставрация картин

Большинство картин «солидного» возраста так или иначе подвергаются реставрации. Такова природа произведений искусства: если не заниматься «лечением», а также «профилактикой заболеваний» картины, век ее, скорее всего, будет недолог.

Реставрация может затрагивать любые материальные составляющие картины: не только красочный слой, но и доску и холст, грунт и закрепительный слой.

Несмотря на пользу, и даже, зачастую, необходимость реставрации, этот процесс связан с множеством проблем. Восстановление полотна – это в то же время нарушение подлинности, вмешательство в само ее «устройство». Задача перед реставратором стоит нешуточная: не только восстановить визуальные составляющие, но сделать это максимально приближенно к оригиналу, сохраняя первоначальные характеристики произведения. Несмотря на частоту применения, реставрация – это всегда крайняя мера, на которую идут лишь за тем, чтобы картина не потеряла художественной ценности, или попросту не разрушилась.

Профессионалы разделяют реставрацию на научную, когда мастер старается сохранить как можно больше, бережно относясь к истории полотна, и коммерческую – когда реставрируют для придания картине более броского вида. Научная реставрация практически не вмешивается непосредственно в изображение, а старается лишь убрать повреждения и счистить «налет времени». Коммерческая же реставрация не исключает «тотального» письма поверх всего произведения, лишь бы сделать вид «товарным».

Процесс реставрации

Реставрация начинается с диагностики повреждений и «назначения» определенных мер по их устранению. Для реставрации часто используют медицинские инструменты – точные и надежные. Задача реставратора – постичь замысел автора и добиться того, чтобы его увидел и зритель. Любой реставратор должен быть одновременно искусствоведом – разбираться в школах живописи, определять на глаз временной период создания, а также разбираться в красках, технических приемах и быть умелым живописцем.

Отслоение красочного слоя устраняют полной проклейкой холста специальным клеем, сколы и трещины – местной проклейкой. Далее картину натягивают на новый подрамник (для этого холст размачивают специальным составом с обратной стороны). Если прохудились кромки, старый холст дублируют новым (этот процесс так и называется – «дублировка»).

При восстановлении красочного слоя используются тонировки, максимально приближенные к оригинальным. Это самая трудная и ответственная часть работы. Очень часто при реставрации смывается или закрашивается подпись художника, поскольку не затронуть ее довольно затруднительно. А вот кракелюры – трещинки, образующиеся на масляных и темперных картинах с течением времени – никогда не удаляют: они считаются самым благородным признаком старения картины, к которому следует относиться бережно.

На завершающем этапе отреставрированное полотно покрывается защитным лаком, после чего сохнет, и вот уже мы любуемся им в музее, даже и не догадываясь о колдовстве реставратора…

Как реставрируют картины

Темы дня

  • Цены на жилье в новостройках Петербурга побили рекорды
  • Россияне начали отказываться от поездок в Петербург
  • Ледовый дворец оштрафовали почти на полмиллиона рублей после скандального концерта Басты
  • В Санкт-Петербурге выявили 3694 заболевших коронавирусом
  • Смольный рассказал о количестве пойманных без масок пассажиров

Реставрация – не просто ремонт, а крайняя мера, на которую готовы пойти обладатели и хранители произведений искусства для того, чтобы не потерять их навеки. Это риск, поскольку с одной стороны реставратор способен вдохнуть в шедевр новую жизнь, но в то же время ценой его ошибки может стать даже утрата произведения.

Слово «реставрация» происходит от латинского restavratio, то есть восстановление. Это кропотливая работа по восстановлению состояния произведения искусства, максимально приближенного к моменту его создания. Одним из важных ее направлений является реставрация картин — в частности масляной живописи на холсте.

Первые упоминания о реставраторах встречаются еще в средневековых документах. А в XVII—XVIII веках уже возникают школы профессиональной реставрации. Их появление имеет для искусства огромное значение, поскольку до этого к картинам и другим произведениям относились как к вещам, которые можно подновить или переделать на свой вкус. Реставраторы запросто могли поменять их форму, удалить лак с верхними слоями живописи или наоборот — нанести новое изображение прямо поверх авторского.

Сегодня реставрация является своего рода наукой, цель которой — улучшить внешний вид потускневшего шедевра, устранить все сколы и трещинки, а также законсервировать его. Как это ни удивительно, но сами специалисты считают реставрацию крайне нежелательной. И применяется она, как правило, лишь тогда, когда произведение рискует потерять свою художественную ценность или просто-напросто разрушиться. При этом одним из главных условий качественной реставрации остается обратимость вносимых реставратором изменений.

Читать еще:  Фанера в строительстве каркасного дома

Когда необходима реставрация

Случаев, когда все же приходится прибегать к реставрации картин, несколько. Во-первых, к реставраторам часто попадают новые поступления — различные исторические находки или приобретения, — которыми музеи пополняют свои коллекции. Эти картины, пояснили «Санкт-Петербург.ру» в Государственном Русском музее, обычно находятся в аварийном состоянии из-за неправильного хранения их бывшими владельцами или неудачной предыдущей реставрации.

фото: restoration.rusmuseum.ru

Реставрация картине может потребоваться и при несоблюдении условий хранения и ухода за ней в самом музее. Все хранилища произведений живописи должны размещаться в сухих и хорошо проветриваемых помещениях. Кроме того, здесь необходимо поддерживать своеобразный «музейный климат», который складывается из температуры, относительной влажности воздуха, освещения и чистоты атмосферы.

Наконец, картины могут повреждаться от времени, поскольку все материалы, из которых они сделаны, имеют свой «срок службы».

Как проводят реставрацию

Процесс реставрации отнюдь не быстрый: восстановление одного произведения может занять несколько лет. Поэтому реставраторы обязательно документируют все свои исследования и манипуляции с картиной.

До начала непосредственно процесса реставрации важно проанализировать нынешнее состояние произведения искусства и понять, почему же оно «пришло в негодность». На этом этапе специалисты изучают историю создания и хранения картины, ее изображения, встречающиеся в других источниках, например, в различных описаниях, на фотографиях и рисунках, анализируют материалы, из которых картина выполнена, исследуют ее в рентгеновских, инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. И только после всего этого принимают решение о методах восстановления.

В процессе работы над картиной реставраторы, как правило, снимают лак, реставрируют повреждения и всяческие вмятины, пузырьки, порезы и трещины, восстанавливают целостность холста, восстанавливают и укрепляют красочный слой, заново лакируют картину.

Особое значение сегодня имеет также расчистка, или промывка, картин от поздних записей, поскольку многие произведения оказываются довольно сильно поновленными во время многочисленных реставраций, и зритель порой получает искаженное представление о подлинной авторской живописи. Но это крайне сложная работа, ведь осуществляющий расчистку реставратор должен в совершенстве знать все приемы, которые использовал сам создатель картины.

Примером подобной реставрации можно назвать работу по расчистке картины «Юдифь», написанной Джорджоне на дереве около 1504 года. Ее часто перемещали и реставрировали, пока, наконец, в 1772 году она не оказалась в петербургском Эрмитаже. Правда, реставрировать картину продолжили и здесь, в частности в XIX веке ее покрыли желтым лаком, чтобы придать «галерейный» тон и скрыть следы предыдущих неудачных реставраций, а затем перевели с дерева на холст. Многочисленные поновления, сделанные за время существования картины, исказили авторскую живопись. И в итоге было принято решение о ее расчистке. Реставрационные работы начались в 1967 году и с учетом перерывов заняли четыре года.

фото: la-fa.ru, ru.wikipedia.org

Картину расчищали от желтого лака, записей и прописок, находящихся между лаковыми слоями. Работа велась медленно: за день удавалось очистить лишь несколько квадратных сантиметров. Однако оно того стоило — краски на картине стали более яркими и глубокими, открылось множество деталей авторского изображения, которых не было видно раньше. Например, на заднем фоне вместо здания со шпилем появилась башня, а вместо залива – холмистый пейзаж. Кроме того, реставраторы нашли отпечатки пальцев художника на небе, на стене и на платье.

Поздние дополнения на картинах убирают не всегда — некоторые сохраняют в качестве художественно-исторического документа, если они сделаны на местах утрат авторского красочного слоя и не мешают общему восприятию произведения. А если они к тому же и сами по себе имеют ценность, то их отслаивают и переносят на отдельную основу.

Реставрации, удачные и не очень

«Даная» Рембрандта

Один из самых громких и успешных реставрационных проектов – спасение картины «Даная». В 1985 году в Эрмитаж в зал, где размещались произведения Рембрандта, вместе с экскурсией пришел мужчина, который уточнил у сотрудниц музея, какая из картин наиболее ценная, а затем подошел к «Данае», достал емкость с серной кислотой, выплеснул ее в центр холста и дважды чиркнул по нему ножом.

Для того чтобы остановить разрушительное действие кислоты, картину сразу же начали промывать водой, а затем другими составами. Тем не менее, повреждения оказались значительными. Центр картины выглядел как смесь бурых пятен, подтеков и следов от брызг. Утраты живописи составили 27%, и многие эксперты посчитали, что картина потеряна навсегда. Тем не менее, было принято решение о ее реставрации силами Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа.

фото: worldartdalia.blogspot.ru

После того, как удалось остановить действие кислоты, картину укрепили раствором из рыбного клея и меда, чтобы предотвратить отслоение слоев краски при высыхании. На первом этапе реставрации, который занял полтора года, специалисты Эрмитажа под микроскопом удалили натеки, выровняли лаковые покрытия и старые реставрационные тонировки, подвели новый грунт в места утрат.

Затем начали восполнять утраты живописи. Большим подспорьем здесь стала копия «Данаи» в натуральную величину, сделанная около полутора столетий назад неизвестным художником и хранившаяся в Омском музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Восполнение утрат производили на слое лака, разделяющем авторскую живопись и реставрационные тонировки, чтобы при необходимости можно было вернуться к первоначальному варианту. В целом на реставрацию картины ушло целых 12 лет. С 1997 года «Даная» вновь демонстрируется в Эрмитаже. Только теперь она защищена бронированным стеклом.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи

Около пяти лет назад в некачественной реставрации картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», написанной в 1510 году Леонардо да Винчи, обвинили французский Лувр. Некоторые специалисты посчитали, что реставраторы слишком высветлили картину, и в результате степень ее яркости перестала отвечать задумке автора.

Произошло это потому, что во время реставрации якобы не было проведено тестирование применяемых растворителей. Британская школа реставрации, специалисты которой и проводили работы, вообще часто критикуется за то, что снимает слишком много лака и верхнего слоя краски с картин, что приводит к искажению авторского замысла.

Реставрировать картину Леонардо планировали еще 20 лет назад, однако тогда от этой идеи отказались, опасаясь, что будет испорчена разработанная им техника сфумато, которая заключается в смягчении очертаний фигур и предметов, и позволяет передать окутывающий их воздух.

Реставрация картин

Искусство, к сожалению, не вечно. Со временем полотна мастеров ветшают, иногда подвергаются актам вандализма (вспомнить хотя бы историю с репинским «Иваном Грозным»), порой терпят «бедствия» во время криминальных эпизодов — краж. И тогда без реставрации картины не обойтись.

Арт-дилеры скептически относятся к реставрационным работам — они, как правило, снижают цену полотна. Эту точку зрения разделяют и некоторые художники. Эжен Делакруа еще в 1884-м писал, что картины не походят на дома, а их реставрация — на ремонт. Он считал, что восстановление наносит шедеврам куда больший ущерб, чем время — в результате зритель или будущий владелец получают не авторскую живопись, но совершенно новое произведение, написанное уже не рукой мастера, а кистью и скальпелем реставратора.

Благодаря искусству реставраторов мы с вами сегодня имеем возможность лицезреть множество великих полотен, включая «Джоконду», фрески в Сикстинской капелле и «Ночной дозор», за самым масштабным восстановлением которого собираются онлайн следить любители искусства со всего мира.

Как реставрируют картины

Дублирование

Есть несколько видов реставрации картин. При отслоении краски от грунтовой основы используют метод заполнения образовавшихся пустот мастикой и фиксации отслоившихся пигментов. Если на холсте образовался прорыв, обычно применяют комплексную технологию восстановления: заделка прорыва заплатой или дублирование (подклейка под старый холст еще одного) и восстановление красочного слоя, зачастую страдающего при прорыве.

Для дублирования используют горячий утюг, клей, смолку или воск. Это очень сложная, многоэтапная и филигранная операция, поскольку в процессе можно повредить краску или лишить шедевр эффекта рельефности, который создается наложением мазков разной толщины. Важно всё — место и давность прорыва, его размер, состояние волокон на месте прорехи, выбор материала для заплаты, клеящего состава, техники и так далее.

В XX веке реставраторы, как правило, дублировали всё, что попадало им в руки, но уже в XXI аукционисты и арт-дилеры тратят серьезные деньги, чтобы удалить заплатки и подклеенные холсты с поврежденных картин и вернуть шедевры в первоначальное состояние.

Переписывание

Иногда картины страдают так, что их приходится переписывать — например, при пожаре, как это случилось с полотном Шиле. У практики переписывания много сторонников и не меньше противников. Кто будет числиться автором шедевра, если половина его написано кистью реставратора? Сложный вопрос.

Чистка

Чаще всего полотнам требуется чистка. Написанную маслом картину покрывали лаком, и обычно это делали перед тем, как показать полотно публике (кстати, vernissage по фр. «лакировка»). Лак не только «облагораживает» шедевр, но служит также консервантом для красочного слоя, предохраняя его от влаги, пыли и даже мелких механических повреждений. Часты истории о том, как лак, потемневший и утративший прозрачность, оказывался единственным погибшим элементом картины.

Но время беспощадно к лаковому слою — состав темнеет, меняет цвет под действием веков, на нем скапливаются отложения, в конечном счете он теряет прозрачность. Свою лепту вносят и многочисленные реставрационные работы, которым подвергалась картина — все эти мазки и протирки, оставившие следы на шедевре. В этих случаях прибегают к чистке лакового слоя — частичной или полной.

Для разных повреждений применяются пасты и растворители с различным составом. В Третьяковке используют промывки с добавлением винного спирта и скипидара. На Западе для размягчения, растворения и снятия лака часто берут пасты, содержащие нашатырный спирт, петроль и воск. Благодаря консистенции паста не стекает с картины, ею удобно пользоваться и контролировать результат. Иногда, в очень редких случаях применяется и механическая очистка.

Чистка требует высочайшего уровня профессионализма от реставратора: при недостаточном опыте можно удалить не только фрагменты лака, но и части красочного слоя — например, с подписью автора. Случается, что после удаления лака полотно, к внешнему виду которого уже все привыкли, начинает «звучать» слишком уж современно. После чистки оно лишается золотистых оттенков, характерных для шедевров старых мастеров и представляющих зачастую результат потемнения лакового слоя. Интересно, какой бы предстала перед нами «Джоконда», если удалить с полотна весь старый лак?

Работа реставратора картин

Профессия реставратора чрезвычайно сложна и увлекательна, требует огромных сил, но при этом она и ее герои остаются за кадром. Реставраторы — «бойцы невидимого фронта» в мире искусства. Но есть ли что-то более потрясающее, чем возвращать миру красоту?

Заделка прорывов полотна картины

Виды прорывов по размерам и по форме бывают самые разные. Круглой формы редко встречаются, чаще всего по направлению нитей полотна. Прорывы бывают прямые, угловатые, ступеньками или зигзагообразные.
Чаще всего прорывы образуются у тонких холстов, толстые рвутся реже, но их потом труднее отреставрировать. Прежде чем лопнуть прочный, плотный холст сопротивляется сильнее, сначала до предела вытягивается, а затем рвется. Поэтому вокруг сквозного разрыва образуются искривления, выпуклости или вогнутости холста, которые затрагивают грунт и красочный слой. Тонкие холсты обычно рвутся легче, при этом меньше деформация краев прорыва м поэтому их легче реставрировать.

Благодаря действию силы натяжения холста, со временем края прорыва выгибаются и не сходятся. Реставрировать такой прорыв гораздо труднее свежего, особенно если он находится в видимой части картины. Поэтому важно не откладывать реставрацию и сделать ее как можно быстрее. Если нет возможности сразу сделать реставрацию, то надо постараться соединить края прорыва и наклеить на него бумагу с лицевой стороны. Это предохранит от деформации краев разрыва и от дальнейших осыпей краски и грунта.

некачественная реставрация прорыва холста

  • Если на обороте картины имеется заплатка, то на лицевой стороне живописи заметна выпуклость и несколько мелких покоробленных участков полотна вокруг нее.
    Некоторые реставраторы пытаются исправить это, выдергивая со всех сторон нитки, чтобы края заплатки стали похожи на бахрому. Но это не очень помогает.
  • Встречаются заплатки и из бумаги, марли и ткани совершенно несоответствующих характеру холста картины.
    По размерам и форме эти заплаты также часто не отвечают форме и размеру прорыва. Например, на небольшой прорыв наклеена огромная заплата квадратной формы или на тонкий холст картины приклеена крепким клеем заплата из толстого холста.
  • Иногда прорыв заделывают методом зашивания нитками с последующей грунтовкой и шпаклевкой.

Советы реставрации прорыва холста

  • Далеко не любые прорывы целесообразно заделывать при помощи заплат. Очень большие разрывы холста лучше устранять дублированием второго холста.
  • Не следует ставить заплаты на прорыв большой длины (40-60 см и больше) на сравнительно небольших картинах.
  • Встречается случаи, когда при прорыве холст сильно вытягивается и при попытке соединить края появляются излишки холста. Реставрация такого прорыва требует большого опыта от реставратора.

Прием, который позволяет обходиться без заплат

Этот способ применяется для совсем маленьких прорывов, проколов и тп.
Кладем картину лицевой стороной вверх, растрепываем концы ниток холста по краям разрыва при помощи острого предмета (игла, шило, кончик скальпеля), образовавшиеся лохмотья соединяем, переплетая между собой. После этого место прорыва и прилегающие к нему здоровые участки живописи на 2-3 см вокруг, намазываем рыбьим клеем и заклеиваем папиросной бумагой. Когда клей начнет подсыхать, проглаживаем утюгом через прокладку из плотной бумаги. Затем до полного просыхания клея ставим под пресс, чтобы выравнять покоробленные участки холста. Прежде, чем оставлять холст до полного просыхания, важно убедиться в том что картина не приклеится с обратной стороны холста к рабочей поверхности. После полного просыхания переворачиваем картину и аккуратно зашпаклевывем место прорыва. Шпаклевку можно замесить из сухого пигмента (охры или мела) на том же клее. После высыхания разравниваем шпаклевку. Затем аккуратно снимаем бумагу с лицевой стороны картины, затем удаляем клей оставшийся на поверхности живописи.
Иногда в качестве клеящего вещества применяется дамаровая мастика или канифоль. Когда волокна прорыва уже растрепаны и переплетены друг с другом, место прорыва проглаживаем через бумагу. После этого на переплетенные волоконца кладем кусочек смолы и, не касаясь красочного слом, прогреваем кончиком утюга. Благодаря мгновенному затвердеванию смолы этот способ реставрации является самым быстрым. Если что-то пошло не так, смола легко удаляется. Этот способ менее хорош, чем предыдущий, поскольку рыбий клей более эластичен и дополнительно закрепляются краска, грунт и осыпи вокруг прорыва.

Читать еще:  Как штукатурить пеноблоки внутри помещения

Техника заделки прорыва заплатами

Для начала рассмотрим лучший материал для заплат. Чаще всего для заплат используют старый холст, поскольку новый холст может стянуть место реставрации, а старый холст более стабилен и менее подвержен реакциям на смену климата и влажность воздуха. При употреблении нового холста желательно прокипятить его в воде, обезжирить, выварить фабричные проклейки, просушить и разгладить.
Толщина заплаты должна соответствовать толщине холста картины. На тонкий холст картины нельзя наклеивать заплату из толстого холста и наоборот. В первом случае заплата может стянуть холст, что послужит во вред, во втором — заплата не сможет ровно, долго и прочно удерживать разорванные части картины.
Заплаты растягиваем на доске, закрепляем края, чтобы холст не сворачивался и два раза проклеиваем рыбьим клеем напополам с медом. Мед дает эластичность, не дает заплате пересохнуть и способствует меньшему подогреванию при наклеивании.
Кладем картину на ровную и твердую поверхность лицевой стороной вверх, расправляем края разрыва, укладываем волокна ниток в переплет. Если края разрыва сильно загнулись и холст очень жесткий, немного увлажним холст водой, а затем кладем под пресс. После этого прорыв заклеиваем папиросной бумагой и снова кладем под пресс до полного просыхания клея. После этого картину переворачиваем и приступаем к очистке холста.
Для того, чтобы заплата крепко приклеилась, очищаем место для нее — ножом соскабливаем наслоения грязи и неровности: узелки, сгустки клея и пр. Затем вырезаем заплату, размер ее не должен быть слишком большим, она должна заходить на здоровый участок холста не более чем на 2-3 сантиметра.
Важно знать, что нельзя промазывать клеем место, на которое ляжет заплата, поскольку это приведет к покоробленности холста. Надо проклеить заплату тем же клеем, которым она была предварительно проклеена, дать клею немного подсохнуть, наложить на место и прогладить утюгом, избегая нажима на края заплаты. Приклеенную заплату иногда можно подержать под небольшим прессом. После того как заплата приклеится, картину переворачиваем лицевой стороной вверх и удаляем бумагу и клей.

Литература: Е.В.Кудрявцев, «Техника реставрации картин», Москва 2002

Правила и тонкости процесса реставрации картин

Картины знаменитых художников обладают высокой исторической и культурной ценностью. Однако все полотна, независимо от года их написания и автора, имеют свойство портиться со временем — холсты становятся ветхими, краски блекнут, основа теряет форму. Все эти недостатки не только портят внешний вид картины, но и грозят полной утратой ценности шедевра. Поэтому реставрация картин является актуальной темой как для владельцев полотен, созданных известными мастерами, как и для тех, кому картины достались по наследству от родственника-художника.

Процесс реставрации картины

Чистка

Наиболее распространенными дефектами картин, приобретаемыми со временем, являются:

  • отслаивание краски;
  • разрывы холста;
  • отслаивание лакового покрытия;
  • сколы краски;
  • нарушение грунта;
  • провисание холста;
  • загрязнения.

Восстановление картин является занятием, требующим не только специальных знаний и навыков, но и соответствующего инвентаря. Наиболее распространенной проблемой, связанной с состоянием картины, является загрязнение. Так, полотно может покрываться неэстетичными жирными пятнами, припадать толстым слоем пыли и т. д. Существуют способы, позволяющие справиться с загрязнением картины:

1) Для чистки картины, написанной маслом, следует подготовить широкую кисть с мягким ворсом. Но прежде всего следует приступить к чистке обратной стороны картины. Для этого полотно следует вытащить из рамы и аккуратно уложить на чистую поверхность. Затем нужно включить пылесос и деликатно удалить с его помощью пыль с картины. Если картина покрыта лаком, то для чистки внешнего слоя нужно подготовить щадящий растворитель (перед использованием его рекомендуется протестировать — достаточно нанести его небольшое количество на угол полотна). Затем следует взять ватные палочки и с их помощью тонко нанести растворитель на лак.

Если картина покрыта пылью, то для ее удаления также понадобятся ватные палочки и дистиллированная вода. Палочкой, смоченной в воде, следует деликатно пройтись по поверхности картины.

Жирные пятна с картины, написанной маслом, можно удалить с помощью геля для мытья посуды, разведенного водой. Полученным водным раствором следует пропитать тканевую салфетку и обработать ею поверхность картины.

2) Обновить масляную картину можно с помощью уксуса. Это средство нужно в одинаковых пропорциях соединить с водой, после чего пропитать раствором мягкую ткань, отжать ее и приступать к протиранию поверхности картины. Затем уксус нужно стереть влажной тканью, смоченной в чистой воде. После просушки картину рекомендуется покрыть лаком.

3) Следует испечь луковицу, растолочь ее и полученной кашицей почистить полотно. После лук рекомендуется смыть, а картину протереть взбитыми яичными белками.

4) Существует эффективный способ очистки картин своими руками, используемый китайскими мастерами. Для чистки полотна понадобится кисть и известковая вода. Кисть следует смочить водой, после чего пройтись ею по поверхности полотна. Далее таким же образом нужно помыть картину чистой водой.

Важно: картины, написанные маслом, ни в коем случае нельзя чистить скипидаром, мылом, бензином и спиртом! Все эти средства могут повредить краски, тем самым испортив внешний вид картины!

Если картина написана карандашом, пастелью или тушью, то для ее чистки нельзя применять какие-либо чистящие средства. Чтобы обновить полотно, достаточно сдуть пыль с помощью фена.

Для очистки от грязи гравюры следует подготовить смесь, состоящую из 50 граммов углекислого аммиака и литра речной воды. Гравюру тем временем укладывают на ровной поверхности. Затем нужно взять широкую кисть и обмокнуть ее кончик в приготовленную смесь. После этого кистью следует обработать поверхность гравюры.

Картина до и после реставрации

Устранение других дефектов

Провисание холста — это распространенная проблема, с которой со временем сталкивается большинство владельцев картин. Как реставрировать картину с подобным дефектом:

  1. Нужно подготовить необходимый инвентарь: папиросную бумагу, утюг, фильтровальную бумагу, клей натурального происхождения (осетровый), фторопластовую бумагу, гладкий кусок мрамора. Прежде всего следует заняться приготовлением клея (это нужно делать, руководствуясь инструкцией). Затем приступают к подготовке папиросной бумаги. Ее кусок должен быть больше размера корректируемой вмятины. Сам же фрагмент бумаги должен иметь рваные края. Температуру утюга следует отрегулировать до сорока градусов.
  2. Можно приступать к работе. Сперва следует слегка увлажнить место вмятины. Затем под сам холст следует подложить кусок мрамора, но так, чтобы между мрамором и холстом размещалась фильтровальная бумага. Такой прием позволит защитить холст от попадания на него клея и влаги.
  3. Картину переворачивают на лицевую сторону. Берут кисть и с ее помощью смазывают участок вмятины теплым клеем. Папиросную бумагу укладывают на лист фильтровальной бумаги и с помощью кисти проклеивается с одной стороны. Затем этот лист нужно аккуратно подцепить с двух сторон и стороной, на которую был нанесен клей, положить на холст. При этом важно следить за тем, чтобы бумага ровно уложилась, а на ней не образовались пузырьки. Затем поверх бумаги следует положить фторопластовую пленку и через нее прогладить заклейку теплым утюгом (на сушку уйдет около десяти минут). После обработки полотна утюгом следует положить на обработанное место несколько слоев бумаги, а поверх — утяжелитель.
  4. По истечении двух суток утяжелитель следует убрать. После этого можно приступать к удалению заклейки. Для этого достаточно с помощью ватного тампона смочить ее водой и снять остатки заклейки. Вмятина устранена.

Если владелец картины столкнулся с такой проблемой, как отслоение слоя краски, то ее также можно решить. Для восстановления красок понадобится осетровый клей и папиросная бумага. Для начала картину следует уложить на ровную поверхность. После этого нужно взять мягкую кисть и окунуть ее кончик в клей. Клей нужно нанести на места отслоения краски, при этом стараясь сделать так, чтобы он максимально заполнил трещину, тем самым подклеив ее и предупредив дальнейшую отслойку.

Остатки клея рекомендуется убрать папиросной бумагой: для этого ее нужно поочередно прижать к местам нанесения клея. На заклеенные места затем нужно приложить чистую бумагу и пригладить ее к полотну теплым утюгом. После можно приступать к удалению бумажной заклейки. Для этого следует взять кусочек ваты, пропитать его водой и постараться стереть бумажный слой. После новым кусочком ваты рекомендуется убрать излишки клея.

Важно: если на слое краски образовались большие трещины, то для введения клея в них можно воспользоваться медицинским шприцем!

Реставрация живописи также включает в себя перетяжку полотен. Эта работа требует аккуратности, иначе неумелое натяжение может спровоцировать такие проблемы:

  • Образование микроразрывов полотна.
  • Образование трещин на слое краски и грунтовки.
  • Провисание холста, образование складок на нем и т. д.

Прежде чем приступить к работе, следует заняться выбором подрамника. Эта составляющая картины должны быть изготовлена из сухой древесины. Сам подрамник должен иметь скосы на лицевой стороне. Желательно, чтобы подрамник также регулировал степень натяжения полотна.

Для перетяжки картины, кроме нового подрамника, также понадобятся специальные щипцы. Сама работа состоит из таких этапов:

  1. Картину укладывают на ровную поверхность лицом вниз. Затем берут отвертку и ее угол направляют под шляпку гвоздя. После этого нужно несильно, но уверенно нажать на ручку отвертки и провернуть ее. После этого гвоздь подрамника выдернется. Все то же необходимо проделать и с остальными гвоздями.
  2. Перед тем как осуществлять перетяжку, не мешает убедиться в том, что подрамник своими размерами подходит параметрам полотна. Для этого нужно сравнить величины диагоналей подрамника — берут длинный шнур, крест-накрест (по диагонали) измеряют им подрамник, а затем и картину. Если параметры картины и подрамника совпадают, то это свидетельствует о том, что последний был верно выбран.
  3. Новый подрамник укладывают на рабочую поверхность так, чтобы к ней можно было подойти с каждой стороны. Затем за кромки углов берут картину, изъятую из старого подрамника, плавно заносят ее и накладывают на новый подрамник (на этом этапе работы рекомендуется прибегнуть к помощи ассистента). Кромки картины следует уровнять с линиями подрамника, после чего прикрепить их к подрамнику гвоздями.
  4. Само натягивание следует начинать с середины каждой стороны подрамника. Для начала нужно выбрать одну из сторон, определить ее середину и на расстоянии четырех сантиметров друг от друга вбить по несколько гвоздей (это должны быть конусообразные обойные гвозди). Само полотно с противоположной стороны следует натянуть щипцами и закрепить аналогичным образом. То же самое проделывают и с остальными сторонами картины. После натяжки центральной части полотна можно приступать к натяжке его углов.

Такая техника перетяжки больше подходит для картин со стороной, размер которой не превышает двух-трех метров. Перетяжку крупногабаритных полотен рекомендуется доверить профессионалу.

Лакирование

Реставрация картин в большинстве случае требует нанесения на поверхность живописи лака. Лакирование — это прием, позволяющий не только обновить внешний вид картины, но и защитить ее от утраты яркости, отслоения краски и т. д. Кроме того, с лакированной поверхности проще удалять пыль и грязь. Прежде чем приступить к работе, следует правильно выбрать лак:

  • он должен легко удаляться;
  • лак не должен содержать какие-либо смолы и масла;
  • реставрационные лаки имеют в своем составе дамару и смолу мастики.

Если владелец картины решил покрыть холст лаком, то он должен знать о том, что новые произведения искусства не покрываются лаком в первый год после написания картины.

Прежде чем приступить к лакированию, поверхность работы следует очистить от пыли и загрязнений. Обезжиривание также представляет собой обязательный этап подготовки полотна к нанесению лака.

Как выполнять лакирование:

  1. Картину вертикально устанавливают на мольберте. Затем следует взять десятисантиметровый кусок гигроскопичной ваты и придать ему форму шляпки гриба. Тампон окунают в подготовленный лак и начинают выполнять им по поверхности картины круговые движения до тех пор, пока не будет обработано все полотно.
  2. Есть еще один способ нанесения лака на картину: следует налить на картину, уложенную на горизонтальную поверхность, немного лака и равномерно растереть его ладонями. Важно: перед тем, как вымыть руки, их следует протереть скипидаром.
  3. Картину укладывают горизонтально. Затем берут лак, наливают его в фарфоровую посудину и добавляют скипидар. Полученную смесь подогревают. После берут щетинный флейц, окунают его в лак со скипидаром и выполняют им по поверхности картины крестообразные движения. При этом нужно избегать повторной обработки тех мест, на которое уже был нанесен лак.
  4. Также лак на картину можно распылять с помощью шприц-аппарата, функционирующего под сильным давлением воздуха.

Реставрация полотен — это задача, требующая ответственного подхода. Если нет опыта восстановления картин в домашних условиях, то рекомендуется обратиться к мастеру-профессионалу. Неумелое обращение с произведениями искусства может привести к их безвозвратной порче.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector