Astro-nn.ru

Стройка и ремонт
32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип работы байпаса в системе отопления

Байпас в системе отопления

Если попытаться охарактеризовать байпас в системе отопления с точки зрения обывателя, то это будет некая перемычка в виде отрезка трубы, которую устанавливают между прямой и обратной проводкой радиатора отопления.

Отопительная система жилого дома в своем составе содержит перечень компонентов, а нарушение работы хоть одного из них может послужить причиной не только перебоев работы, но и разрушения. Кроме того, следует обязательно обеспечить комфортный ремонт и замену разных узлов системы. Именно таким и является назначение байпаса в системе отопления. Это участок параллельного трубопровода. К примеру, при установке параллельно с радиатором участка трубопровода можно сохранить работоспособность всей системы отопления при очищении, ремонте или замене узла.

  • Виды байпаса
  • Примеры применения байпаса
  • Установка байпаса
  • Запорная арматура на байпасе
  • Экономия

Виды байпаса

В зависимости от того, какая будет система использования байпаса, их делят на две группы:

  • Байпас с обратным клапаном. Обычно он применяется для циркуляционных насосов и функционирует периодически при необходимости. После того, как насос включается, клапан открывается от переизбытка давления и пропускает носитель тепла. При отключении насоса клапан автоматически закрывается. Но помните, что если сюда попадет окалина или ржа, то он может выйти из строя.

  • Без клапана. Такой байпас позволит произвести ремонт на определенном участке системы без ее отключения. Также можно будет подключиться к отопительной системе в помещении, где ранее не было радиатора.

Примеры применения байпаса

В качестве элемента регулирования носителя тепла возле радиаторов
В данном случае байпас в системе отопления, фото применительно к радиаторам можно посмотреть ниже. Так, байпас возвращает в стояк избыток носителя тепла из батареи, когда при помощи ручного или автоматического терморегулятора меняется его количество. Иными словами, именно через байпас носитель тепла транспортируется параллельно к запорной и регулирующей арматуре. Без байпаса невозможно будет произвести ремонт радиатора, когда отопительная системы будет работать. Также этот узел способен ускорить процесс наполнения или освобождения системы.

Именно в таких случаях и появляется необходимость установки байпаса в системе отопления. При этом он играет важную роль – в тот момент, когда отключается электроэнергия, пользователь должен перекрыть кран подачи носителя тепла на насос и открыть его на центральной трубе.

А если у вас применяется автоматический байпас в системе отопления, то и такое действие может произойти автоматически. Благодаря этому система приводится к естественной циркуляции.

Установка байпаса

В процессе монтажа байпаса необходимо руководствоваться СНИПом. Этот документ регламентирует список компонентов и их характеристик для установки в систему отопления. Монтаж байпаса должен делать специалист. В процессе выбора деталей нужно обязательно проверить их на дефекты и брак. На кранах – не экономьте, так как дешевые варианты могут просто-напросто протекать.

Монтаж тех приборов, которые будут работать на байпасе, должен производиться по направлению к носителю тепла в последовательности: фильтр, клапан, циркуляционный насос. Ввод байпаса в стояк возле насоса должен выполняться с запорными клапанами. Сам элемент лучше всего поставить горизонтально. Так, система будет защищена от скопления воздуха.

Байпас также подойдет и для совершенствования однотрубной системы отопления. Конечно, такая система – это достаточно устаревший вариант, но все-таки у многих она работает, да еще и эффективно.

При установке байпаса в такой системе следует соблюдать несколько правил:

  • Байпасный клапан в системе отопления нужно размещать на максимальном удалении от вертикального участка трубы (ближе к радиатору).
  • Обводная труба может быть сделана сразу же на месте – понадобится труба, тройник, производство сварочных работ. А также можно ее купить уже готовую и сделать монтаж на резьбе.
  • Вход радиатора и байпас должны разделяться регулировочным вентилем, или же терморегулятором радиатора.
  • Помните, что если диаметр байпаса в системе отопления будет таким же, как и трубопровод, то поступление носителя тепла в батареи будет ограничено. Именно поэтому диаметр байпаса должен быть на размер меньше диаметра подводки.

Запорная арматура на байпасе

На участке системы отопления, где сужается диаметр, уменьшающий скорость потока, можно применять только шаровые вентили.

Такие вентили обладают встроенным в корпус металлическим шаром, имеющим отверстие необходимого диаметра. Благодаря подобной конструкции уменьшения просвета в полном открытом вентиле не будет. Но заметим, что такие вентили не подлежат ремонту, поэтом при их неисправностях они заменяются.

В процессе работы шаровых вентилей следует знать, что при долгом отсутствии их работы они могут прикипать. Именно поэтому периодически их нужно проворачивать, даже если нет необходимости.

Экономия

Несомненно, монтаж байпаса позитивно скажется на сокращении ваших расходов энергоносителя. К примеру, в сравнении с работой системы отопления с замыкающим участком и обычной проточной, то первая из них будет с уменьшением объема теплоносителя, подаваемого в батареи, примерно на 30-35%. Таким образом, теплоотдача радиатора может уменьшиться на 10%.

Конечно же, на практике такие вот изменения – это не такое уж и кардинальное улучшение, особенно, если в системе переизбыток тепла. Кроме этого, если типоразмер батарей подобран верно, то есть и запас эффективности – тоже 10-15%.

Таким образом, получается, что довольно простая деталь, даже несколько примитивная, – это универсальный инструмент для создания в вашем доме приятной среды, при том, что счета порадуют потребителей небольшими суммами.

Для чего нужен байпас в системе отопления

Байпас представляет собой обводную линию, по которой может проходить вода. В нашей статье рассмотрим, для чего применяют байпас, а также функции и правила установки устройства.

Функции байпаса в отопительной системе

Байпас представляет собой трубопровод, который используется для протока воды в обход какого-либо участка магистрали.

В отопительной системе его устанавливают в следующих местах:

  1. В водяных теплых полах его устанавливают на распределительном коллекторе.
  2. В однотрубной системе отопления устанавливают байпас на радиатор в качестве перемычки.

Независимо от того горизонтальная или вертикальная схема отопления у вас устроена отдача тепла от одной батареи влияет на следующую и т.д. Если байпас отсутствует в системе, то максимальное количество тепла будет в первом радиаторе, а в последующие будет подаваться все меньшее количество. Для того чтобы избежать такой ситуации необходимо возле каждой батарей подающую и обратную трубу соединить перемычкой. А она в свою очередь направляет определенное количество носителя тепла в обход батареи.

При помощи байпаса одинаковое количество тепла будет распределяться по всем радиаторам отопления.

Еще байпас необходим для обслуживания и проведения ремонта системы. В том случае если необходимо отсоединить и снять прибор отопления, то можно перекрыть два крана, которые установлены на входе и выходе носителя тепла. В таком случае вода пойдет в обход через перемычку.

В системе водяного теплого пола функции байпаса отличаются. Обводная линия является частью узла трехходового клапана. Функцией узла является нагрев носителя тепла до требуемой температуры. А он попадает в греющие контуры теплого пола.

В контурах температура не может быть больше 45°. А в подающей магистрали она может достигать 80°.

При обычной работе горячая вода из системы поступает к полу в небольшом количестве. А остальная часть носителя тепла проходит через байпас и смешивается с холодной водой из коллектора. А затем возвращается к котлу. Так как в коллекторе и магистрали большая разница температур, то байпасная линия работает постоянно. Поэтому без байпаса невозможно нормальная работа системы водяного теплого пола.

Типы насосов и байпасы

При устройстве данного прибора нужно обратить внимание на тип насоса, который используется в системе отопления. Устанавливается узел на главную магистраль.

Насосы выделяют двух видов:

  1. «Мокрый». В таком типе роторная крыльчатка устроена в воде. Насос мокрого типа можно устанавливать на обратной и подающей трубе.
  2. «Сухой». Ротор в таком насосе не контактирует с теплоносителем. Недостатком насоса сухого типа является шум при работе. Поэтому использовать его желательно в котельной с хорошей звукоизоляцией. Устанавливать узел можно на обратном трубопроводе.

Установка байпасов

Устанавливать перемычку в однотрубной системе можно в процессе устройства отопительной системы для ее качественной работы. Устройство байпаса несложный процесс. Установить байпасную линию с циркуляционным насосом самостоятельно можно после изучения схемы, а также необходимо приобрести самый простой комплект инструментов. А также для простоты монтажа рекомендуется приобретать готовый узел в сборе. Тогда не придется собирать каждую деталь отдельно.

Байпасы устанавливают также на полотенцесушителях. Процесс монтажа не составит труда. Для установки потребуется купить отводы, краны, тройники, а также для соединения можно использовать металлопластиковые трубы.

Байпас в котельной

Для обвязки отопительных котлов иногда необходима обводная линия. Рассмотрим случаи, когда необходима ее установка:

  • В твердотопливных котлах для организации малого контура циркуляции.
  • Для насоса как байпас.

На обходной трубе часто устанавливают насос. И причем не всегда это необходимо. Однотрубная и двухтрубная отопительная система с принудительной циркуляцией не сможет работать без насоса. Поэтому для того чтобы вода протекала по прямой линии необходим байпас.

А в системе с естественной циркуляцией повышается эффективность работы. Для этого устанавливают байпас с обратным клапаном на прямой. При непредвиденном отключении электричества произойдет автоматическое переключение на естественное движение воды.

Байпас часто устанавливают в твердотопливном котле. Он позволяет теплогенератору нагреться до 50оС для того чтобы избежать коррозии на стальных стенах топки.

До тех пор пока теплоноситель не нагреется до нужной температуры, клапан не будет пускать холодную воду из системы в котел. Затем клапан открывается и пропускает холодную воду и происходит ее смешивание с горячей. В таком случае на стенках топки не будет образовываться конденсат, а, следовательно, не будет образовываться коррозия.

А также байпас необходим в водоснабжение. Если необходимо провести ремонт или замену полотенцесушителя в ванной комнате. Без байпаса это сделать будет проблематично. В многоэтажном доме вы создадите множество неудобств. Поэтому рекомендуется заранее установить перемычку при устройстве нагревателя.

Особенности байпасов

У байпасов можно выделить некоторые особенности:

  • При монтаже байпаса необходимо обратить внимание на диаметр узла. Он должен быть меньше, чем диаметр подводящего трубопровода;
  • Для устройства байпаса лучше всего использовать гайки-американки. Они позволяют быстро разбирать вентили и насос в случае проведения какого-либо ремонта;
  • Для того чтобы избежать завоздушивания в системе узел можно устанавливать только по горизонтали;
  • Необходимо установить заглушки в верхней и нижней части трубы;
  • Узел можно изготовить своими руками. Для этого необходимо приобрести тройник, кусок трубы и сварочный аппарат. Но также можно купить готовые элементы и при помощи резьбовых контактов их собрать;
  • Необходимо установить терморегулятор или регулировочный кран между отверстиями байпаса и входа батареи;
  • Устанавливать байпас нужно рядом с радиатором, но подальше от стояка. Самое подходящее место будет там, где температура не очень большая. А также срок службы байпаса уменьшится, если его установить рядом с отопительным котлом;
  • Особую муфту необходимо устроить на обходную трубу. Это необходимо для ее легкого снятия по резьбе во время ремонта.
Читать еще:  Дроссель электрический принцип работы

Если самостоятельно установить байпас вы не можете, то можно пригласить специалиста. При правильной установке байпаса вы заметите существенную выгоду.

Байпас в системе отопления: что это такое и какую функцию выполняет?

На чтение: 5 минут Нет времени?

Чтобы с наступлением холодов проблемы с обогревом вашего дома не стали серьезной причиной дискомфорта, и вы не мерзли зимой или не страдали от духоты и сухого воздуха в помещении следует своевременно провести модернизацию отопительной системы. В этой статье мы расскажем как легко и недорого осуществить улучшения домашней тепломагистрали посредством нехитрого, но довольно эффективного элемента – байпаса. Ниже мы подробнее рассмотрим байпас в системе отопления — что это такое, как действует и требуется ли создавать обходной участок.

Читайте в статье

Необходимость создания обходного узла

Байпас (англ. – bypass) – часть трубопровода, имеющая запорно-регулируемую арматуру и созданная для обхода какого-либо отрезка тепломагистрали, на котором смонтировано оборудование. Этот элемент в основном используют в однотрубных схемах, где нагретая котлом жидкость переносится от одной батареи к другой с последующим возвратом в коллектор. Теплоноситель свободно протекает через байпас, а при надобности отсоединить подключенные приборы, встроенные в узел кран закрываются и, нагретая до нужной температуры, вода беспрепятственно проходит дальше по трубам.

Байпас в системе отопления – что это такое в однотрубной схеме?

Хотя однотрубные схемы уже технологически и морально устарели, они еще встречаются в зданиях, построенных во времена СССР и СНГ. По этой причине при создании обводных участков в таких схемах следует придерживаться определенных условий врезки.

Для создания обходного участка понадобится:

  • отрезок трубы необходимой длины;
  • тройники и муфты;
  • сварочный аппарат.

Обводную трубу необходимо размещать подальше от главного стояка тепломагистрали. На отрезке между радиаторной батареей и байпасом требуется врезать шаровой кран, необходимый для регулировки подачи теплоносителя.

Также возможно создание обводного участка и в двухтрубной схеме

К сведению! Монтаж байпасного узла в двухтрубной схеме отопительной системы нецелесообразен, поскольку течение жидкости в магистрали происходит в разных направлениях, а потоки между собой разделены.

Байпас имеет несколько сфер применения, но мы говорим об отоплении, так что рассмотрим возможности его использования именно в этом свете. Итак, разбираясь, что это такое – байпас в системе отопления, учитываем, что его в основном монтируют:

  • в отопительных контурах с котлом и помпой, для осуществления впоследствии плановых ремонтных работ, ревизии или замены приборов, не останавливая тепломагистраль;
  • для отладки температурного режима, которая выполняется за счет установленной запорно-регулировочной арматуры;
  • как устройство, позволяющее снизить расход топливных затрат на отопление и при этом поддерживающее стабильную температуру. К тому же до 35% снижается расход циркулируемой жидкости, что также уменьшает финансовые затраты.

Обводной участок на циркуляционном насосе

Выпускаются байпасы на отопление, как с автоматическим, так и ручным управлением. Модели с автоматикой функционируют автономно и задействуются при включении в отопительный контур насоса. Когда запускается нагнетатель теплоносителя, то под давлением жидкости открывается клапан, а при отключении происходит автоматическое его закрытие. Байпасы можно условно разделить на обводные узлы, устанавливаемые на радиаторы и помпы. Первые монтируют непосредственно возле батареи (для съема обогревательного элемента без отключения магистрали), а вторые применяют для отсоединения оборудования или смены режима работы насоса и устанавливают непосредственно вместе с ним.

Важно! Врезку байпаса рекомендуется делать в промежутке с мая по сентябрь, поскольку в этот период времени в многоэтажных домах подача теплоносителя прекращена. Также запрещено врезать запорную арматуру непосредственно в байпасный узел, поскольку это противоречит ГОСТу.

Байпасы для циркуляционного насоса

Существует такой термин как bypass режим, что это такое рассмотрим ниже. Значительно улучшить весь отопительный контур можно посредством установки насоса, даже если нет проблем с естественным течением жидкости. В процессе врезки помпы в трубу системы отопления непременно понадобится наличие байпаса. Этот прибор хоть и делает отопительную систему более продуктивной, но его работа непосредственно зависит от наличия электричества (в частных домовладениях проблема электроснабжения может быть решена при помощи дизель-генератора). На видео показана сборка насоса через обводную трубу.

Создание байпаса для циркуляционного насоса рекомендовано по следующим причинам:

  • для нормальной настройки отопительного контура;
  • при необходимости отсечения помпы от общей магистрали;
  • для выполнения ревизии и ремонт без остановки работы тепломагистрали;
  • при перебоях в электросети отопительная система сможет продолжать нормально функционировать благодаря естественному току теплоносителя (самотек).

Работа байпасного клапана при выключенном и включенном насосе

При наполнении тепломагистрали водой, насос препятствует нормальному току жидкости и заполняемости контура, из-за этого образуются воздушные пробки. Во избежание подобных проблем требуется установка байпаса, который позволит заполнять трубы водой в обход помпы.

Байпасный клапан – что это такое и принцип его работы

При наступлении нештатной ситуации давление в магистрали падает, и клапан, срабатывая автоматически, дает возможность жидкости циркулировать по контуру своим ходом (самотеком). Таким образом полностью автоматизируется управление отопительной системой. Однако к минусам, автоматического байпаса, следует отнести высокую чувствительность к мелкому мусору и загрязненности теплоносителя. Поэтому перед установкой автоматического байпасного клапана необходимо хорошо прочистить всю систему, чтобы устранить ржавчину, окалину, накипь и различного рода налет в приборах обогрева и трубах отопительного контура.

Устройство и принцип работы байпасного клапана на примере модели BR 400

Для чего требуется байпасный клапан, мы разобрались и теперь можем рассмотреть варианты использования обходных трубопроводов в отопительных сетях. На видео ниже можно посмотреть работу байпасного узла со встроенным обратным клапаном.

Варианты применения байпасов

Решив монтировать обводной участок тепломагистрали необходимо соблюдать некоторые требования:

  • диаметр трубы, используемой для байпаса, должен быть меньше чем в магистральной;
  • создавая обводной участок на батарее, его располагают предельно близко к отопительному прибору и максимально удаляют от стояка отопительного контура;
  • устанавливая байпасный узел, в тепломагистрали частного домовладения, монтаж осуществляют в непосредственной близости от нагревательного котла, но на таком расстоянии, чтобы помпа не подвергалась перегреву.

Использование шаровых кранов для управления направлением потока

Схемы монтажа

Хотя мы и выяснили что это такое «байпасв системе отопления», однако при обустройстве в доме или квартире теплых водяных полов они выполняют совершенно инуюфункцию. В качестве обводной линии используется часть смесительного узла с трехходовым клапаном. Данный узел нужен для подготовки нагретой жидкости к переносу в контур теплых полов, поскольку температура теплоносителя в общей магистрали достигает до 80 ˚C, тогда как в системе она не должна превышать отметку в 45 ˚C.

В стандартном режиме клапан обеспечивает пропуск нагретой воды из общей сети в обогревательный контур в незначительном объеме. Остальной теплоноситель, протекая через обводной участок, смешивается с жидкостью из коллектора и подается обратно к отопительному котлу. В обогревательном контуре и коллекторе разница температур существенная, поэтому байпасный узел практически постоянно задействован, поскольку без него невозможна нормальная работа системы теплых полов.

Насосно-смесительный узел с байпасом IVAR

Обзор основных моделей

Когда мы уже разобрались что это такое – байпас в системе отопления, можем перейти к рассмотрению типов этих конструкций. Обходные трубопроводы могут различаться по месту установки и по конструкции. Первые предназначены для врезки на отопительные приборы и насосы, и позволяют перенаправить поток нагретой жидкости на время выполнения ремонтных работ или замены радиаторов, помп и т.д. Вторые используются для установки в комплексе с насосами.

Рекомендация! Чтобы не собирать всю систему по отдельным деталям стоит купить в магазине полностью укомплектованный узел готовый к установке.

Бс-И-1/ ТД Жуковский

Бс-И-3/ ТД Жуковский

Бс-К-3/ ТД Жуковский

Внимание! При покупке любых элементов, связанных с системой водоснабжения и отопления, необходимо большое внимание уделять качеству резьбовых соединений. Не приобретайте комплектующие низкого качества, стараясь сэкономить, поскольку они долго не прослужат и могут стать причиной внезапного выхода из строя всего отопительного контура.

Советы и рекомендации

Прежде чем приступить к монтажу байпаса в отопительной системе многоквартирного дома в первую очередь о своем решении следует письменно уведомить представителей местного ЖКХ для согласования вопроса о временном отключении подачи теплоносителя с котельной. После этого придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Чтобы вода нормально поступала в прибор обогрева необходимо, чтобы диаметр трубы обходного участка был на один размер меньше, чем в общем контуре.
  • Приобретая готовый байпасный узел необходимо требовать сертификат качества, который послужит гарантией долговечной и нормальной работы устройства.
  • При покупке элементов обходного участка следует проверить резьбовые соединения – они должны легко откручиваться и при затягивании не прокручиваться.
  • Решив монтировать байпас, используйте только шаровые краны, поскольку они имеют не только низкое гидравлическое сопротивление, но и легко открываются и закрываются.
  • Неважно, работает байпас или нет, необходимо время от времени открывать и закрывать все краны во избежание прикипания шара и значительно увеличит срок эксплуатации всех элементов узла.
  • Перед вводом отопления в эксплуатацию после длительного простоя нужно непременно развоздушить участок с циркуляционным насосом.
  • На протяжении всего отопительного сезона следует выполнять профилактическую очистку фильтров, установленных в байпасной системе.
  • Во избежание ошибок, и чтобы отопление работало эффективно, желательно поручить проведение всех работ опытному специалисту.

Примеры установки байпаса

Общий вывод

Врезка обводной трубы в контур обогрева дома, независимо проекта, даст только положительные результаты. Надеемся, из статьи вы поняли, для чего нужен байпас в системе отопления, и что он значительно улучшает работоспособность и повышает экономичность всей обогревательной системы. Специалисты советуют создавать обходные участки еще на этапе устройства отопительного контура, а также при реконструкции существующих сетей обогрева с естественной циркуляцией. К тому же байпас может быть смонтирован силами человека с минимальным набором знаний и опыта в слесарном деле.

Читать еще:  Как отличить латунный кран от силуминового

На видео ниже можно посмотреть,как правильно установить байпас:

Что такое байпас и зачем он нужен?

В организации отопления очень важно найти баланс: в помещении должно быть комфортно вне зависимости от температуры воздуха на улице. Нередко бывает так, что с наступлением оттепели в доме или в офисе становится слишком душно, а резкое понижение температуры воздуха негативно сказывается на температуре внутри помещения. Байпас – идеальное решение, чтобы сохранять комфорт при любых погодных условиях и облегчить эксплуатацию отопительных приборов, ведь в однотрубных системах центрального отопления он позволяет установить теплорегулятор.

Однако обо всем по порядку.

Что представляет собой байпас?

По сути, байпас – это перемычка в виде отрезка трубы. Она устанавливается между прямой и обратной проводкой любого стандартного радиатора отопления. Диаметр байпаса должен быть на 1 размер меньше, чем диаметр труб подводки. Это необходимо для сбалансированного распределения теплоносителя между самим байпасом и отопительным прибором.

Таким образом решается сразу две важных задачи: с одной стороны вся система продолжает бесперебойно работать даже в период ремонта оборудования, с другой – появляется возможность управлять потоками теплоносителя.

Использование байпаса. Два основных случая

Однотрубная система отопления хоть и устарела морально, но все равно еще достаточно часто используется в зданиях постройки прошлого века. Минус не только в том, что нередко система не в состоянии обеспечить необходимый уровень тепла, но иногда ее работа бывает слишком эффективна: в помещении очень душно и находиться там некомфортно. Установка байпаса – самое простое и эффективное решение в этой ситуации. Установка устройства даст возможность регулировать температуру в доме.

Трехходовой или радиаторный терморегулятор может изменять количество теплоносителя между отопительным прибором и стояком. Байпас необходим для того, чтобы распределить теплоноситель между ними. Получается, что байпас позволяет транспортировать теплоноситель одновременно по стояку и к отопительному прибору. Также при отсутствии этого элемента было бы невозможно осуществить ремонт батареи без отключения целого участка системы.

Нередко в современных отопительных системах нельзя обойтись без использования циркуляционного насоса. В этом случае система становится энергозависимой, ведь без электричества насос работать не сможет. Спасительная роль байпаса в этом случае важна и одновременно проста, ведь как только пропадет свет, достаточно перекрыть краны подачи теплоносителя на насос и открыть кран на центральной трубе. Байпас, снабженный клапаном, может выполнить данные процедуры автоматически. Эти простые действия способны перевести систему отопления в режим естественной циркуляции.

Снижение энергозатрат

Еще одно преимущество использования байпаса в однотрубной системе отопления, при использовании терморегуляторов – возможность снизить счета за отопление. Дело в том, в этом случае эффективность использования теплоносителя повышается в среднем на 30%. Это значит, что и эффективность теплоотдачи у радиаторов отопления повышается процентов на 10. Значение может показаться не очень ощутимым, но если посчитать объемы «лишней» энергии, за которую платит сам потребитель, то в денежном эквиваленте получается приличная сумма.

Заключение

Строго говоря, байпас не является обязательным элементом в отопительной системе, но желателен. Вполне возможно, что пользу от него никогда ощутить и не случится, особенно если у вас новый дом с двухтрубной системой центрального отопления. В противном случае байпас может сэкономить массу времени, денег и сил, если возникнет необходимость замены радиаторов отопления.

Что такое байпас в системе отопления

Байпас (байпасный обвод) – это резервный трубопровод, служащий для перенаправления протока теплоносителя в обход (либо параллельно) определенного участка отопительной магистрали.

Как правило, на участке с байпасом устанавливается определенное оборудование. В данном обзоре рассмотрена комбинация из батареи отопления и байпаса в однотрубной системе отопления.

Принцип работы и функции байпаса

Принцип работы байпасного узла заключается в следующем:

  • Как только температура воздуха в помещении поднимается до комфортного уровня и в дальнейшем перегреве нет необходимости, вы перекрываете вентили на входе и выходе из батареи (терморегулятор, запорный кран), и горячая вода по байпасу проходит мимо радиатора, давая возможность лучше прогреться последующим радиаторам в доме.

Установка байпаса целесообразна только при однотрубной системе. Здесь он выполняет следующие функции:

  • В связке с терморегулятором, который замедляет движение теплоносителя, байпас позволяет избыточную часть теплоносителя быстро и беспрепятственно перенаправить обратно в стояк системы, и далее — к следующим радиаторам отопления.
  • В связке с отсечными кранами позволяет демонтировать радиатор без остановки потока в системе.
  • Функция балансировки заключается в отводе излишнего теплоносителя, и дальнейшем его эффективном перераспределении по всей системе.

Рекомендации по монтажу байпаса

При установке байпаса необходимо соблюдать определенные правила:

  • Диаметр байпаса должен быть меньше основной трубы на один калибр. Иначе по законам гидравлики весь теплоноситель будет течь по пути наименьшего сопротивления мимо радиатора отопления. К примеру, если подводка имеет ∅ ¾ дюйма, то для байпаса нужно применить ∅ ½ дюйма.
  • Устанавливать байпас нужно как можно ближе к батарее отопления и, соответственно, дальше от стояка.
  • На стадии проектирования решите, насколько автоматизированным должен быть процесс управления радиатором отопления. В соответствии с этим в дальнейшем используйте запорные краны или терморегуляторы.
  • Нужно учитывать, что после установки байпаса теплоносителя в радиатор будет поступать на 30-35% меньше, а теплоотдача снизится на 10 — 15%. С учетом этого нужно подбирать типоразмер нового радиатора.
  • Не рекомендуется устанавливать запорный кран на самом байпасе. Это особенно актуально в многоквартирных домах, когда по неосмотрительности, перекрыв этот кран и краны на радиаторе, вы останавливаете поток теплоносителя во всей системе.

Схемы монтажа байпаса в системе отопления

Установка байпаса на батарею отопления должна производиться с выполнением условий по диаметрам труб в узле, подбором оптимального места и правильной компоновки. С учетом возможности случайного перекрытия основного контура отопления, не допустимо наличие запорной арматуры на участке от стояка до самого байпаса и на самом байпасе. Для сбалансированной работы системы, перемычку байпаса необходимо монтировать на максимальном удалении от магистральной трубы и на минимальном от самой батареи.

Схематически узел байпаса в системе однотрубного отопления представлен в следующей таблице:

Схема монтажа байпаса при диагональном, нижнем и боковом подключении в однотрубной системе отопления. ДУ1 – диаметр условного прохода трубы стояка отопления. ДУ2 – диаметр труб подводки к радиатору (от тройника до радиатора отопления). Данный диаметр должен быть на один размер меньше диаметра трубы стояка. ДУ3 – диаметр байпаса. Он на один размер меньше труб подводки и на два размера меньше трубы стояка.

Более детально все компоненты, входящие в узел байпаса, рассмотрены в двух следующих схемах. Они являются распространенными, но стоит отметить о наличие иных вариантов исполнения — с использованием металлопластиковой трубы с опрессовкой фитингов или готового байпаса, с уже нанесенными резьбовыми участками.

Первая схема — байпасный узел радиатора, выполненный из полипропиленовых труб с напаянными фитингами:

1) Труба контура отопления (стояк).
2) Резьбовой фитинг для перехода с металлической трубы на полипропиленовую.
3) Участок трубы, которым будет задаваться расстояние от оси стояка до байпаса.
4) Тройники, разделяющие поток на трубу подводки и на байпас.
5) Участок подводки к радиатору.
6) Перемычка-байпас.
7) Фитинги для перехода со сварных соединений полипропилена на резьбовые (металлические).
8) Штуцеры, вкручиваемые в радиатор, для соединения с накидными гайками (американками).
9) Накидная гайка (американка)
10) Терморегулятор.
11) Запорный кран.

Используя металлические трубы, монтаж байпаса можно производить как при помощи сварки, так и с применением деталей с резьбовыми соединениями (краны, тройники, переходники).

Сантехнический комплект металлических изделий для обвязки радиатора с установкой байпаса.

Выбор варианта исполнения байпаса в связке с радиатором отопления зависит конкретной системы и наличия требуемых расходников. Так, если вся система смонтирована с использованием полипропиленовых труб, то разумным и простым решением будет выполнить байпас из тех же материалов. В случае же с металлическим стояком можно для байпаса использовать как металлические трубы, так и полипропиленовые, металлопластиковые (при желании).

Видео по теме

Краткий итог: устанавливая байпас, отнесите его от стояка ближе к радиатору отопления; исключите наличие запорного крана на байпасе; подбирайте нужные фитинги и диаметры для труб в узле.

Байпас в системе отопления

Качественное функционирование отопительных систем должно обеспечивать комфортность проживания в домах, чтобы было не слишком прохладно и без чрезмерной жары. Помочь в решении проблемы может простой механизм — это байпас, с помощью которого можно осуществлять регулирование подачу теплоносителей в батареи радиаторов водяного отопления.

С английского слово bypas переводится как обходной путь. Далее рассмотрим конструктивное исполнение этого прибора, имеющиеся разновидности, функциональное назначение и принцип работы.

Байпас в системе отопления, что это такое

Bypass — устройство в виде отрезка трубы с запорно-регулирующей арматурой, устанавливаемое между радиаторными трубами обратной и прямой циркуляцией теплоносителя. Эта перемычка позволяет пропускать теплоноситель, перемещающийся по трубам отопительной системы, с поворотом в обратную сторону, что даёт возможность радиаторам оставаться тёплыми и сохранять в помещении стабильную температуру.

Перемычка монтируется параллельно основной подающей трубе, что позволяет проход рабочей жидкости, минуя основной сантехнический прибор, по обводному пути.

Для чего нужен байпас

Использование прибора предусматривает следующие основные задачи:

  • при функционировании отопительной системы в нормальном режиме теплоносители должны свободно проходить через перемычку;
  • регулировка отдачи тепла радиаторных батарей в двухтрубных системах, закрытием кранов в выбранных местах, направляя тем самым горячие теплоносители в зоны, нуждающиеся в дополнительном обогреве;
  • модернизация однотрубных систем отопления. Последовательное подключение батарей приводит к постепенному остыванию рабочей жидкости, результат — к крайним радиаторам носитель поступает сильно охлаждённый. Установка перед всеми радиаторами байпасов позволят осуществлять движение определённой части теплоносителя в обход радиаторных батарей (количество можно регулировать степенью открытия запорных механизмов). В результате жидкость поступает горячей к самым удалённым приборам;
  • проведение ремонтных работ без прекращения функционирования всей отопительной системы. Для чего полностью закрываются краны на входе и выходе к отдельному прибору, а носитель будет продолжать поступать к остальным радиаторам по перемычкам;
  • поддержание работоспособности системы при кратковременных отключениях электропитания. При закрытии подающего крана электрического насоса, носитель будет поступать через перемычку самотёком.

Для осуществления этих операций диаметр перемычки всегда подбирается меньше чем у подводящих труб.

Разновидности байпасов в системе отопления

По типам запорной арматуры различаются следующие два вида устройств:

  1. Механического действия, в которых управление процессами осуществляется при помощи кранов, закрываемых и открываемых вручную. В конструктивном исполнении могут устанавливаться (в основном по центру перемычки) шаровые или трёхходовые краны. Принцип работы обоих видов практически одинаков.
  2. С обратным клапаном. Такие байпасы работают в автоматическом режиме совместно с циркуляционными насосами. Клапан в виде резинового шарика с повышенной плавучестью открывается под давлением воды при включении насоса, позволяя свободный проход носителя по перемычке, и автоматически перекрывает отверстие при выключении насоса. Важным условиям нормального функционирования прибора в автоматическом режиме является использование только чистых носителей, без негативных примесей, накипи, загрязнений, отложений окалины и ржавчины. В противном случае может произойти деформация клапана, в результате которой не будет обеспечена достаточная плотность закрытия.
Читать еще:  В электроплите не работает духовка

По назначению бывают:

  • радиаторными, устанавливаемые на участках подхода к радиаторным секциям, для регулировки прохождения потоков носителей и при необходимости их прекращения;
  • насосными, монтируемые совместно с насосами. Используются для регулировки режимов работы или полного отключения насосов;
  • с установкой счётчиков расхода тепловой энергии.

Как сделать байпас в систему отопления из металлических труб

Для самостоятельного изготовления устройства понадобится:

  • отрезки металлической трубы сечением меньше подводящей трубы (чаще используются полудюймовые трубки);
  • тройники
  • вентиля шарового типа
  • сварочный аппарат.

Простейшая перемычка устраивается следующим образом:

  • выполняется слив носителя
  • приборы не устанавливаются на стояках, место расположения максимально сдвигается в сторону радиатора.
  • радиатор скручивается и снимается
  • отрезок трубки вваривается между подводящими трубами;
  • на резьбу, в которой был присоединён прибор отопления, ставится запорная арматура:
  • через тройники на новом месте закрепляется на кронштейнах отопительная батарея.

Для предотвращения образования воздушных пробок перемычка располагается горизонтально.

Соединения может выполняться так же с использованием муфт заводского изготовления. В продаже имеются и полностью готовые приборы.

Для правильного выбора устройства необходимо обращать внимание на следующее:

  • сварочные швы на трубных отрезках должны быть высокого качества, без пустот и пор;
  • отсутствие сколов, вмятин, трещин, следов ржавчины и других дефектов;
  • резьба без заусениц, с лёгким закручиванием и раскручиванием вентилей;
  • в паспорте должны быть указаны все технические характеристики и гарантийные сроки эксплуатации;
  • обязателен сертификат качества производителя прибора и радиационный сертификат с настоящими (не копии) печатями.

Преимущества байпаса

Что такое байпас в системе водоснабжения:

  1. Существенное упрощение обслуживания.
  2. Отсутствует завоздушивание в трубах и отопительных приборах вследствие разгерметизации.
  3. Оборудование продолжает работать при возникновении нештатной или аварийной ситуации.
  4. Уменьшение расходов электрической энергии.
  5. Повышение КПД работы систем.

Надеемся статья, хоть немного, прояснила, что такое байпас в отоплении и необходимость его применения, особенно в системах индивидуального отопления.

Байпас в системе отопления

Что такое байпас

Точный перевод с английского простого термина «bypass» обозначает перенаправление в обход основной магистрали или трубопровода. Фактически это просто обводная труба, позволяющая обойти какой-то проблемный участок или узел. В системе отопления дома байпасная труба играет роль не менее важную, чем предохранительный клапан или батареи.

Зачем нужен обводная байпасная труба? Ремонт гидравлических узлов системы отопления всегда был сопряжен с большими вспомогательными работами, а ремонт отопления в зимний период зачастую превращался просто в пытку. Поэтому сервисные мастера, специализирующиеся в ремонте насосов и узлов системы отопления дома, рекомендуют использовать конструкцию для всех батарей и котла, если таковой в доме имеется.

Разновидности байпаса

Специалисты, используя термин байпас в отоплении дома, чаще всего подразумевают перемычку главного насоса системы индивидуального обогрева жилья. В реальности байпас используется немного шире в следующих вариантах:

  • Перепускная труба, позволяющая отключить из гидравлического контура труб неработающий циркуляционный насос котла индивидуальной системы отопления;
  • Устройство, дающее возможность вывести из системы отопления и не использовать при работающем отоплении любой узел системы – аккумулятор тепла, сушилки, батареи отопления.

В последнем случае прорыв свища на радиаторе может привести к затоплению соседей этажом ниже в многоквартирном доме. Байпасная магистраль, особенно в исполнении с обратным клапаном, позволит предотвратить большие неприятности.

Практические конструкции байпасной трубы

Несмотря на внешние различия, принцип и устройство байпаса практически идентичны, как для батареи центрального отопления в квартире, так и для электрического насоса, перекачивающего теплоноситель индивидуального отопления дома.

Как не замерзнуть при работающем индивидуальном отоплении

Первое назначение системы байпас в индивидуальном отоплении отнюдь не в повышении экономичности или эффективности отопительных приборов. Байпас, прежде всего, нужен для предупреждения выхода из строя индивидуального котла и разморозки батарей при отключении электроэнергии в следующих ситуациях.

Если у вас в индивидуальной системе отопления стоит малоинерционный котел на природном газе, его работа контролируется и обеспечивается газовой автоматикой и насосом прокачки теплоносителя. При отключении электроэнергии котел и насос остановятся, батареи будут остывать, вплоть до полного размораживания. При использовании твердого топлива остановка циркуляции грозит не только размораживанием радиаторов, а прежде всего перегревом или прогаром теплообменника котла, что нередко случается в условиях частного дома.

Установка байпасной магистрали с обратным клапаном позволяет организовать движение теплоносителя в системе отопления по принципу самотека, когда более тяжелый холодный теплоноситель вытеснял из теплообменника более легкий. Но для этого нужно, чтобы трубы, котел и батареи отопления были приспособлены для работы в условиях естественной циркуляции теплоносителя.

Как работает байпас в индивидуальном отоплении частного дома

Конструктивно байпасная система представляет: перепускную трубу с двумя ручными шаровыми клапанами, посадочным местом под циркуляционный насос и фильтром;

Устанавливается байпас непосредственно на патрубок для входа в котел холодной воды. В штатном режиме работы теплоноситель засасывается работающим циркуляционным насосом и выталкивается в котел для нагрева. При остановке мотора его крыльчатка создает сильное сопротивление потоку жидкости и в отдельных случаях способна даже закупорить трубу. Чтобы организовать полноценное протекание в ручном режиме, перекрываются краны, и поток теплоносителя направляется напрямую.

Для работы байпасного обвода и смены направления потока было бы достаточно одного крана. Чтобы получить возможность демонтировать главный насос, необходим второй кран, который также отсечет его от труб систем отопления.

К такой системе существует два основных требования:

  • Установка магистрали с насосом в верхнем положении для уменьшения завоздушивания линии;
  • Краны для переключения потоков жидкости и патрубки выбираются на четверть дюйма меньше диаметра основной обводной магистрали.
  • Наличие в линии байпаса качественного фильтра для удаления ржавчины и загрязнений.

Автоматический байпас с шариковым обратным клапаном

В работе байпаса важным является своевременно выполнить переключение, зачастую от этого зависит работоспособность отопительного котла и всей системы. В отличие от байпасной схемы с ручным переключением, автоматический обратный клапан позволяет перенаправить поток за пару секунд. В обычном режиме напор жидкости на выходе из насоса прижимает шарик к седлу клапана, тем самым блокирует поток в обходном канале. При остановке насоса напор исчезает, и рабочий элемент обратного клапана освобождает обходную магистраль для движения жидкости самотеком.

Байпас в системе центрального отопления дома

Система обводного байпасного канала может быть полезной не только в системах индивидуального отопления. Установка прибора может быть выполнена как в двухтрубной, так и в однотрубной системах. Наиболее эффективным байпасная система будет в двухтрубной системе.

Кроме возможности ремонта батарей и всей арматуры системы отопления в доме, байпас позволяет довольно точно регулировать количество горячей воды, перепускаемой через радиатор. Подобные системы работают примерно по одной схеме, как для двухтрубных, так и для однотрубных линий центрального отопления. В современных двухтрубных системах отопления установка и применение байпаса является обязательным требованием СНиП отопления. Это делается для экономии горячей воды в системе отопления. При относительно высокой температуре воздуха на улице и работе батарей на полную мощность в помещении может возникнуть перегрев. Раньше избыток тепла ликвидировали с помощью открытых настежь окон, теперь с целью экономии ресурсов температуру батареи можно снижать байпасом.

К сожалению, подобная регулировка возможна только в одном направлении. Повысить температуру батареи байпасом практически невозможно. Поэтому для однотрубной системы ваша экономия на энергии позволит добавить тепла в квартирах на верхних и нижних этажах.

Байпасный обвод уже стал незаменимым для сушилок в ванных комнатах. В такие теплообменники энергии подается с избытком для поддержания надлежащего температурного режима, поэтому есть необходимость в ручной регулировке нагрева.

Байпасная конструкция позволяет довольно быстро и эффективно выполнять заполнение системы и удалять воздушные пробки.

Изготовить и установить байпасную трубу можно собственными силами. Обводную линию можно спаять из алюминий-пропиленовой или металлопластиковой труб, добавив пару тройников и кранов для горячей воды.

Общая оценка влияния байпаса на экономию энергии

Наличие байпасной системы в системе индивидуального отопления позволяет экономить электроэнергию, но способ экономии требует реализации специального режима работы циркуляционного насоса. В этом режиме насос включается на 30-60 сек на максимальной мощности. По достижении оптимальных 2-3 м/с мотор отключается, и теплоноситель движется по инерции еще 2-2,5 мин по обходной линии. Общие затраты электроэнергии на привод насоса уменьшаются на 40-50%.

Кроме экономии электроэнергии, котел с байпасной линией потребляет на 10% меньше газа.

Использование байпасной магистрали не является единственным способом организовать отопление в режиме самотека. Основной проблемой является устройство улитки центробежного насоса. В промышленных центробежных насосах уже довольно давно используется конструкция с дополнительным объемом улитки и утопленным рабочим колесом. Такая схема обладает минимальным сопротивлением потоку, и при остановке мотора поток жидкости протекает без потерь.

Заключение

Практичность и полезность байпасной конструкции подтверждена в десятках тысяч установленных приборов. Современные газовые и твердотопливные котлы в обязательном порядке оснащаются приборами обводной линии. Старые котлы переоборудуются с установкой байпасной магистрали, как изготовленной собственноручно, но чаще — промышленного изготовления, с сертифицированными клапаном и датчиком жидкости.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector