Astro-nn.ru

Стройка и ремонт
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реле ЗПТФ принцип работы

Что такое реле: виды, принцип действия и области применения

Реле – коммутационное устройство (КУ), соединяющее или разъединяющее цепь электронной или электрической схемы при изменении входных величин тока. Прежде чем мы перейдем к детальному рассмотрению того, что такое реле, как устроено, по какому принципу работает и где применяется, пожалуй, нужно узнать, когда это устройство впервые появилось и кто его изобретатель.

История создания

Первенство создания реле спорно. Некоторые утверждают, что впервые это устройство было сконструировано в 1830—1832 гг. русским ученым Шиллингом П.Л. и являлось основным элементом вызывающего механизма в разработанном им же варианте телеграфа.

Другие научные историки приписывают первенство изобретения известному физику Дж. Генри, который в 1835 г. разработал контактное реле во время усовершенствования созданного им в 1831 году телеграфного аппарата. Первый соленоид работал по принципу электромагнитной индукции и был некоммутационным устройством.

Реле, в качестве самостоятельного устройства, впервые упоминается в патенте на телеграф, выданном Самуэлю Морозе.

Первое реле Морзе

Как видим, первой сферой применения этого коммутационного устройства был телеграф и только позднее с развитием техники он стал применяться в электрическом и электронном оборудовании.

Устройство и принцип работы реле

Реле представляет собой катушку, состоящую из немагнитного основания, на которое намотан провод из меди с тканевой или синтетической изоляцией, но чаще всего с диэлектрическим лаковым покрытием. Внутри катушки установленной на нетокопроводящее основание, размещается металлический сердечник. Также в устройстве имеются пружины, якорь, соединительные элементы и пары контактов.

При подаче тока на обмотку электромагнита (соленоида) сердечник притягивает якорь, который соединяется с контактом и электрическая или электронная цепь замыкается. При снижении силы тока до определенного значения, якорь, под действием пружины, возвращается на исходную позицию, вследствие чего происходит размыкание цепи.

Более плавная и точная работа достигается благодаря использованию резисторов, а защиту от скачков напряжения и искрения обеспечивает установка конденсаторов.

У большинства электромагнитных реле имеется не одна, а несколько пар контактов, что позволяет управлять несколькими цепями одновременно.

Простейшая схема устройства электромагнитного соленоида

Если в двух словах, то этот вид коммутационного устройства работает по принципу электромагнитной индукции. Благодаря довольно простому принципу действия реле имеют высокую надежность в эксплуатации.

В видеоролике ниже разъясняется принцип действия электромагнитного КУ:

Основные характеристики КУ

К основным характеристикам, на которые следует обратить внимание при выборе данного вида коммутационного устройства, относят:

  • чувствительность – срабатывание от подаваемого на обмотку тока определенной силы, достаточной для включения устройства;
  • сопротивление обмотки электромагнита;
  • напряжение (ток) срабатывания – минимально допустимое значение, достаточное для переключения контактов;
  • напряжение (ток) отпускания – значение параметра, при котором происходит отключение КУ;
  • время притягивания и отпускания якоря;
  • частота срабатывания с рабочей нагрузкой на контактах.

Классификация и для чего нужно реле

Поскольку реле являются высоконадежными коммутационными устройствами, то не удивительно, что они нашли широкое применение в самых различных областях человеческой деятельности. Они используются в промышленности для автоматизации рабочих процессов, а также в быту в самой различной технике, например в привычных всех холодильниках и стиральных машинах.

Разнообразие видов реле очень велико и каждый предназначен для выполнения определенной задачи

Реле имеют сложную классификацию и делятся на несколько групп:

По сфере применения:

  • управление электрическими и электронными системами;
  • защита систем;
  • автоматизация систем.

По принципу действия:

  • тепловые;
  • электромагнитные;
  • магнитолектические;
  • полупроводниковые;
  • индукционные.

По поступающему параметру, вызывающему срабатывание КУ:

  • от тока;
  • от напряжения;
  • от мощности;
  • от частоты.

По принципу воздействия на управляющую часть устройства:

  • контактные;
  • бесконтактные.

На фото (обведено красным) показано, где находится одно из реле в стиральной машине

В зависимости от вида и классификации реле применяются в бытовой технике, автомобилях, поездах, станках, вычислительной технике и т.д. Однако, чаще всего этот вид коммутирующего устройства используется для управления токами большой величины.

Основные виды реле и их назначение

Производители настраивают современные коммутационные устройства таким образом, чтобы срабатывание происходило только при определенных условиях, например, при увеличении силы тока, поступающего на входные клеммы КУ. Ниже мы вкратце рассмотрим основные виды соленоидов и их назначение.

Электромагнитные реле

Электромагнитное реле – это электромеханическое коммутационное устройство, принцип действия которого основан на воздействии магнитного поля, созданного током в статичной обмотке, на якорь. Этот вид КУ разделяется собственно на электромагнитные (нейтральные) устройства, которые реагируют лишь на значение тока, подаваемого на обмотку, и поляризованные, работа которых зависит как от токовой величины, так и от полярности.

Принцип работы электромагнитного соленоида

Используемые в промышленном оборудовании электромагнитные реле находятся на промежуточной позиции между сильноточными устройствами (магнитными пускателями, контакторами и т.д.) и слаботочным оборудованием. Наиболее часто данный вид реле применяется в цепях управления.

Реле переменного тока

Срабатывание этого вида реле, как видно из названия, происходит при подаче на обмотку переменного тока определенной частоты. Данное коммутирующее устройство для переменного тока с контролем перехода фазы через ноль или без такового, представляет собой блок из тиристоров, выпрямительных диодов и управляющих схем. Реле переменного тока могут быть выполнены в виде модулей на основе трансформаторной или оптической развязки. Данные КУ применяются в сетях переменного тока с максимальным напряжением 1,6 кВ и средним током нагрузки до 320 A.

Промежуточное реле 220 В

Иногда работа электросети и приборов не возможна без использования промежуточного реле на 220 В. Обычно КУ данного типа применяется, если необходимо разомкнуть или разомкнуть разнонаправленные контакты цепи. К примеру, если используется осветительный прибор с датчиком движения, то один проводник присоединяется к сенсору, а другой подводит электроэнергию к светильнику.

Реле переменного тока широко применяются в промышленном оборудовании и бытовой технике

Работает это таким образом:

  1. подача тока на первое коммутационное устройство;
  2. от контактов первого КУ ток поступает на следующее реле, которое имеет более высокие характеристики, чем у предыдущего и способно выдерживать токи с высокими значениями.

С каждым годом реле становятся эффективней и компактней

Функции малогабаритного реле переменного тока с напряжением 220 В весьма разнообразны и широко используются в качестве вспомогательного устройства в самых различных областях. Данный вид КУ применяется в тех случаях, когда основное реле не справляется со своей задачей или же при большом количестве управляемых сетей которые уже не в состоянии обслужить головное устройство.

Промежуточное коммутационное устройство применяется в промышленном и медицинском оборудовании, транспорте, холодильном оборудовании, телевизорах и прочей бытовой технике.

Реле постоянного тока

Реле постоянного тока делятся на нейтральные и поляризованные. Отличие между ними состоит в том, что поляризованные КУ постоянного тока чувствительны к полярности подаваемого напряжения. Якорь коммутационного устройства меняет направление движения в зависимости от полюсов питания. Нейтральные электромагнитные реле постоянного тока не зависят от полярности напряжения.

Электромагнитные КУ постоянного тока в основном используют, когда нет возможности подключения к электрической сети переменного тока.

Четырехконтактное автомобильное реле

К недостаткам соленоидов постоянного тока относят необходимость использования блока питания и более высокую стоимость в сравнении с КУ переменного тока.

Данное видео демонстрирует схему подключения и объясняет принцип работы 4 контактного реле:

Реле безопасности в промышленном оборудовании

Реле безопасности Sick

Статья является логическим продолжением другой моей статьи про контрольные цепи в промышленном оборудовании. Рекомендую ознакомиться сначала с контрольными цепями, а затем с данной статьёй.

Реле безопасности в настоящее время являются неотъемлемым компонентом любой промышленной аппаратуры.

Если у вас на предприятии есть некитайская электронная техника возрастом менее 10 лет, тот там обязательно будут такие реле безопасности (safety relay).

Кнопки «Аварийный останов», как раньше, по современным правилам безопасности уже не хватает. По современным стандартам реле безопасности устанавливается везде, где имеется малейшая вероятность повреждения оборудования или травмирования персонала.

Иногда доходит, казалось бы, до маразма – одна и та же кнопка «Аварийный останов» имеет два НЗ контакта, которые входят в разные последовательно соединенные схемы безопасности. И на той же кнопке – НО контакт, дающий информацию на контроллер.

Но, как я писал в предыдущей статье, эти решения приняты оторванными головами, эти правила писаны оторванными руками. И сейчас такое построение схемы – стандарт.

Надо заметить, такие электронные блоки существенно снижают вероятность опасности при работе оборудования. Логика их работы и схемы включения построены на основе многолетнего опыта схемотехников и анализа причин аварий.

Пионерами реле безопасности я считаю фирмы Pilz и Dold. Сейчас за ними подтягиваются другие фирмы, такие как Sick, Omron, Leuze и другие.

Принцип работы реле безопасности

Чтобы было сразу всё понятно, рассмотрим работу реальных блоков безопасности в реальных схемах включения.

Как обычно, от теории – к практике, от простого – к сложному.

А я такие неисправности встречал. Они бывают или из-за механической неисправности контакторов безопасности, или из-за залипания контактов вследствие замыкания или перегрузки в последующей схеме.
Во внутреннюю схему реле безопасности входят обычно два реле (К1 и К2), через последовательные контакты которых включаются силовые контакторы (КМ1 и КМ2).

Обойти такую схему бывает очень сложно, и это к лучшему.

Рассмотрим простейшую схему применения реле безопасности OMRON G9SB.

Вот как это реле выглядит в реале, по центру, красненькое:

Omron G9SB. Слева от него – контактор безопасности, которым управляет реле безопасности и через который питается вся силовая часть схемы.

Сразу даю схему реле безопасности OMRON G9SB.

Omron G9SB внутренняя схема

Для примера рассмотрим схему цепей безопасности, которая применяется в паковочном станке. Станок содержит 3 двигателя и 4 контакта безопасности (3 кнопки и 1 концевой защитного кожуха).

Omron G9SB – реальная схема включения

Питание на входы реле А1 и А2 подается непосредственно с блока питания 24В (постоянное напряжение). Когда аварийная цепь замкнута (собрана), для включения и нормальной работы станка необходимо нажать кнопку Пуск (её часто называют Сброс, Reset). Этих кнопки в данном станке две (S33, S34), можно нажимать на любую, как удобно оператору. Однако, включение внутренних реле К1 и К2 произойдёт, только если линейный контактор безопасности будет во время нажатия кнопки “Сброс” выключен.

Это гарантирует защиту от залипания контактов и неисправности этого контактора. Через этот контактор идёт питание на все силовые части схемы.

Двуступенчатая схема включения реле безопасности

Рассмотрим схему посложнее. Это перерабатывающая линия, тут вероятность получить травму гораздо выше, поэтому и меры безопасности соответствующие.

Тут реализовано двухступенчатое включение цепей безопасности. Сначала через кнопку «Сброс», как в первой схеме, а потом через «Пуск». Применяются два модуля. Первый собирает свою цепь, второй собирается первым и другими цепями.

Omron G9SA-1. Двуступенчатея схема безопасности. Первая ступень

Тут три кнопки сброса аварии, просто они установлены в разных частях машины. Аварийные цепи – это три кнопки “Аварийный останов”, соединенные последовательно. Причём, каждая кнопка содержит по 2 НЗ контакта, каждый из которых входит в свою независимую цепь безопасности – 1.1 и 1.2.

Создание двух цепей значительно повышает надежность и вероятность правильной работы схемы.

Если у тебе скажут – вероятность того, что оборудование будет работать 10 лет без несчастных случаев с такой схемой – 99%, а с другой – 99,9%, какую схему ты выберешь?

Кроме того, пока не включится первый модуль безопасности, на второй не поступит даже питание.

Omron G9SA-2. Двуступенчатая схема безопасности. Вторая ступень

Во вторую аварийную цепь (обозначена как Авария 2) входит первая цепь (провода 13410 и 13411), концевые защитных барьеров (SQ11, SQ12) и световые барьеры, которые можно замутировать байпасом (провода 1523, 1524).

Кнопка “Сброс” тут названа “Пуск”, т.к. фактически (логически) это так. Первый “Сброс” – это как предварительный пуск, второй “Сброс” – поехали!

Если тут всё собирается, контроллер информируется об этом, и питание (0V) подается на контакторы силовых цепей.

А как же тепловые цепи? В современной аппаратуре считается, что контроллер в состоянии надёжно отследить срабатывание мотор-автоматов и остановить машину, если это заложено в программе.

Читать еще:  ТОП 10 лучших вентиляторов для ванной по отзывам покупателей

Хотя, бывает и так, что тепловая цепь заводится в аварийную, далее по схеме.

Ещё пример схемы на реле безопасности Pilz Pnoz

Тема обширная, поэтому даю ещё схемку простейшего реле безопасности Pnoz X7:

Реле безопасности Pilz Pnoz

Через аварийную цепь подается питание на А1, А2. Пуск – на Y1, Y2. Через последовательные контакты – питание на защищаемую схему.

Обновление, июнь 2015: По просьбе моего любознательного читателя Артура даю типовую (классическую) схему включения реле безопасности Pnoz Pilz.

PILZ Pnoz. Типовая схема включения.

Кто читал эту статью, разберется, что к чему, но хоть пару слов:

Через аварийную цепь (АЦ – кнопки “Аварийный стоп”, кожухи безопасности, двери, и т.п.) и тепловую цепь (ТЦ – тепловые реле, мотор-автоматы, аварийные выходы преобразователей частоты, и т.п.) питание подается на реле безопасности. То есть, если АЦ и ТЦ не в порядке, то реле безопасности не включится, не говоря уж о дальнейшей схеме.

Далее, если питание подано (А1, А2), то на сцену выходит пусковая цепь, состоящая из НЗ контактов КМ1, КМ2, и кнопки “Сброс”. Если контакторы безопасности выключены, то нажатие кнопки S0 возымеет своё действие, и контакторы безопасности включатся. И подадут питание (вверху справа на схеме) на схему управления.

Только после этого у различных контакторов и частотников, входящих в схему станка, появится шанс запуститься и привести станок в движение. И то, если того возжелает контроллер)

Контроллер любит знать, что происходит в станке, которым он управляет (контролировать означает управлять). Поэтому часто с различных участков схемы на него подают сигналы. В данной схеме это: АЦ – всё ОК, или разорвана. ТЦ – всё ОК, или произошёл перегруз или перегрев. КМ1, КМ2 – контрольная цепь в норме, станок готов к работе. Все эти сигналы подаются на входы контроллера, и обрабатываются по желанию программиста-электронщика.

Стоит сказать, что продолжение темы – это контроллеры безопасности, применяемые в последние годы. В них программируются все входы, выходы, можно задать логику работы, обеспечить связь между блоками в разных частях машины.

Обновление от 15 июня 2017 г:

Схема на реле Pilz с таймером

Pilz с таймером, реальное промышленное оборудование

Схема в данном случае выглядит так:

Электрическая схема на реле безопасности Pilz с реле времени

Добавлена временная задержка включения для дополнительной защиты.

Пишите, задавайте вопросы, делитесь опытом!

Скачать

Литературы по этой теме мало, вот, что есть:

• ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007. Безопасность машин / Официальным языком — про безопасность, pdf, 1.1 MB, скачан: 338 раз./

Принцип работы и схема подключения теплового реле

Защита электродвигателей, магнитных пускателей и прочей аппаратуры от нагрузок, вызывающих перегрев, осуществляется при помощи специальных устройств тепловой защиты. Для того чтобы осуществить правильный выбор модели тепловой защиты, нужно знать ее принцип работы, устройство, а также основные критерии выбора.

Устройство и принцип работы

Термореле (ТР) предназначено для обеспечения защиты электродвигателей от перегрева и преждевременного выхода из строя. При долговременном запуске электродвигатель подвержен токовым перегрузкам, т.к. во время пуска происходит потребление семикратного значения тока, приводящего к нагреву обмоток. Номинальный ток (Iн) — сила тока, потребляемая двигателем при работе. Кроме того, ТР увеличивают срок эксплуатации электрооборудования.

Тепловое реле, устройство которого составляют простейшие элементы:

  1. Термочувствительный элемент.
  2. Контакт с самовозвратом.
  3. Контакты.
  4. Пружина.
  5. Биметаллический проводник в виде пластины.
  6. Кнопка.
  7. Регулятор тока уставки.

Термочувствительный элемент является датчиком температуры, служащий для передачи тепла на биметаллическую пластину или другой элемент тепловой защиты. Контакт с самовозвратом позволяет при нагреве мгновенно разомкнуть цепь питания электрического потребителя для избежания его перегрева.

Пластина состоит из двух видов металла (биметалл), причем один из них обладает высоким температурным коэффициентом расширения (Kр). Они скреплены между собой при помощи сварки или проката при высоких значениях температуры. При нагреве изгибается пластина тепловой защиты в сторону материала с меньшим Kр, а после остывания пластина принимает исходное положение. В основном пластины изготавливаются из инвара (меньшее значение Kр) и немагнитной или хромоникелевой стали (больший Kр).

Кнопка включает ТР, регулятор тока уставки необходим для установки оптимального значения I для потребителя, причем его превышение приведет к срабатыванию ТР.

Принцип действия ТР основан на законе Джоуля-Ленца. Ток представляет собой направленное движение заряженных частиц, которые сталкиваются с атомами кристаллической решетки проводника (эта величина является сопротивление и обозначается R). Это взаимодействие вызывает появление тепловой энергии, получаемой из электрической. Зависимость длительности протекания от температуры проводника определяется по закону Джоуля-Ленца.

Формулировка этого закона следующая: при прохождении I по проводнику количество теплоты Q, выделяемой током, при взаимодействии с атомами кристаллической решетки проводника прямо пропорционально квадрату I, величине R проводника и времени воздействия тока на проводник. Математически можно записать следующим образом: Q = a * I * I * R * t, где a — коэффициент преобразования, I — ток, протекающий через искомый проводник, R — величина сопротивления и t — время протекания I.

При коэффициенте a = 1 результат расчета измеряется в джоулях, а при условии, что a = 0.24, результат измеряется в калориях.

Нагрев биметаллического материала происходит двумя способами. При первом случае I проходит через биметалл, а во втором — через обмотку. Изоляция обмотки замедляет поток тепловой энергии. Термореле нагревается сильнее при высоких значениях I, чем при контакте с термочувствительным элементом. Происходит задержка сигнала срабатывания контактов. В современных моделях ТР используются оба принципа.

Нагрев биметаллической пластины теплового устройства защиты производится при подключенной нагрузке. Комбинированный нагрев позволяет получить устройство с оптимальными характеристиками. Пластина нагревается при помощи тепла, выделяемого I при прохождении через нее, и специальным нагревателем при I нагрузки. Во время нагрева биметаллическая пластина деформируется и воздействует на контакт с самовозвратом.

Cтандартные автомобильные реле. Схемы и некоторые варианты применения

В этой статье я приведу несколько примеров реле применяемых в автомобилях, их отличия и некоторые варианты использования.

Отечественные реле и их характеристики:

  1. Диапазон электропитания: 8. 16В.
  2. Номинальное напряжение: 12В.
  3. Ток управления: не более 0,2А.
  4. Напряжение срабатывания: не менее 8,0В.
  5. Напряжение отпускания: 1,5. 5,0В.
  6. Максимальный ток в силовой цепи: 30А.
  7. Активное сопротивление обмотки: 80±10 Ом

90.3747-10 в пластмассовом корпусе без фланца крепления;
90.3747-в пластмассовом корпусе с фланцем крепления;
113.3747-в металлическом корпусе с фланцем крепления;
113.3747-10-в металлическом корпусе без фланца крепления;
111.3747-в металлическом корпусе с фланцем крепления;
111.3747-10-в металлическом корпусе без фланца крепления.

Силовые реле, импортные и отечественные, выполняют одинаковую функцию.

Основное их различие в качестве и коммутируемых контактах. Существуют реле с четырьмя и пятью контактами, но все реле имеют контакты обмотки, это 85 и 86 контакты.

В некоторых импортных реле между этими контактами устанавливают гасящие резисторы или диоды, а иногда и то и другое. Эти элементы используют для защиты управляющих цепей от перегрузок возникающих в момент размыкания цепи катушки реле.

На следующем рисунке изображено оригинальное реле, используемое в автомобиле Audi с встроенным гасящим резистором.

Если на корпусе реле изображен значок диода, значит при его включении необходимо соблюдать полярность на контактах управления. Часто эти диоды устанавливают в разъеме, (ответная часть — колодка или soket) в который вставляется реле.

Схема реле содержащее диод и подключение его обмотки:

При подаче напряжения на контакты управления реле срабатывает и замыкает или размыкает электрическую цепь силовыми контактами. Силовые контакты маркируются всегда как 30, 87 и 87а. 30-й контакт всегда присутствует в реле. Он, без подачи напряжения на контакты обмотки, постоянно замкнут на контакт 87а. Если на обмотку подан сигнал, то 30 контакт отключается от 87а и подключается к 87. 87а или 87 контакт могут отсутствовать, тогда реле будет работать только на включение или выключение (замыкание или размыкание) силовой цепи.

Необходимо внимательно следить за маркировкой контактов на реле, т.к. некоторые производители выпускают реле с не стандартным расположением контактов. На рисунке изображено реле фирмы BOSCH, другим расположением контактов. Контакты 30 и 86 поменяны местами.

Реле используют в тех случаях когда исполнительное устройство потребляет больший ток (до 30-40 ампер), чем способен выдать управляющий выход (потребление катушек реле как правило не превышает 200миллиампер). Примеры использования реле для коммутации различных устройств приведены в конце статьи.

Важно отметить, если реле долго эксплуатировалось при коммутации силовых цепей в предельных режимах, то искра проскакивающая при замыкании или размыкании контактов создает нагар между контактами и из-за этого возможно исполнительное устройство не будет работать или будет работать не корректно. Плохой контакт выделяет на себе тепло. При этом в силовых цепях может повышаться потребляемый ток (при плохом контакте ток электродвигателя или лампочки становится импульсно-пусковым), что влечет разогрев мест плохого контакта в коммутируемых цепях и как следствие оплавление пластмассовых деталей крепления контактов. При оплавлении деталей крепления, контакты смещаются и добавляется процесс искрения, что еще больше разогревает место контакта. На рисунке показан появляющийся нагар на контактах отечественного реле. Переключающий контакт отогнут для наглядности. Белые точки — пробой нагара искрой при подключении потребителя, через эти места ответный контакт может привариваться, оставляя подключенным потребитель.

Как наиболее надежные и доступные в продаже, себя зарекомендовали импортные реле под маркой Saturn и San Hold, применяются так же реле других производителей.

Напротив — отечественные реле неудовлетворительны по таким параметрам, как герметичность и износостойкость.

Важно так же покрытие выходных контактов и ответной части (разъема или сокета). Наиболее удачное покрытие контактов реле — лужение. Примеры окисляющихся контактов реле.

Схемы инверсии сигналов и управления нагрузкой.

Схемы инверсии сигналов могут применяться для инвертирования сигналов концевиков дверей или багажника при подключении к сигнализации или в других случаях.

Так же данные схемы могут использоваться для умощнения сигнала при подключении нагрузки управляемой дополнительным каналом сигнализации. При подключении соленоида замка багажника, управления дополнительным замком капота, дополнительных противотуманных фар, дополнительных звуковых сигналов или при подключении другого электро — оборудования, необходимо устанавливать защитный предохранитель в силовой цепи (+)12Вольт (правая схема).

Схема блокировки двигателя с самоподхватом (самоблокировкой).

Для управления реле блокировки можно использовать секретную кнопку, пару геркон-магнит или штатный орган управления выдающий сигнал управления положительной полярности при включенном зажигании (например силовой сигнал на стеклоподъёмнике или обогрев заднего стекла). При управлении кнопкой или герконом, диод D2 не нужен. При управлении штатным органом для разблокировки, кнопка или геркон не нужны, диод D2 необходим.

Приложение 1.
Краткий обзор отечественных стандартных реле в корпусах как изображено ниже на фотографии.

Ниже будет приведена информация одного производителя, существуют другие производители и зарубежные аналоги. Для этой части статьи главное дать понять рядовому автолюбителю, что реле могут быть взаимозаменяемы, иметь разные схемы, разное количество контактов в зависимости от назначения.

Отечественные реле этой серии маркируют нормально замкнутый контакт как 88. В импортных реле этот контакт везде назван как 87а

Отличия и разнообразия номеров реле означает разные крепления, конструкция корпуса, степень защиты, напряжение управления катушкой, коммутируемые токи и прочие параметры. Иногда при выборе аналога необходимо учитывать некоторые параметры.

Типовые схемы реле. Цоколевка.


Схема 1

Схема 1а

По схеме 1 выпускаются следующие 5-и контактные (переключающие) реле:

С управлением 12Вольт – 90.3747, 75.3777, 75.3777-01, 75.3777-02, 75.3777-40, 75.3777-41, 75.3777-42

С управлением 24Вольт – 901.3747, 901.3747-11, 905.3747, 751.3777, 751.3777-01, 751.3777-02, 751.3777-40, 751.3777-41, 751.3777-42

По схеме 1а с помехозащитным резистором:

С управлением 12Вольт – 902.3747, 906.3747, 752.101, 752.3777, 752.3777-01, 752.3777-02, 752.3777-40, 752.3777-41, 752.3777-42

С управлением 24Вольт – 903.3747, 903.3747-01, 907.3747, 753.3777, 753.3777-01, 753.3777-02, 753.3777-40, 753.3777-41, 753.3777-42


Схема 2

Схема 2а

По схеме 2 выпускаются следующие 4-х контактные (замыкающие/включающие) реле:
С управлением 12Вольт – 90.3747-10, , 75.3777-10, 75.3777-11, 75.3777-12, 75.3777-50, 75.3777-51, 75.3777-52, 754.3777, 754.3777-01, 754.3777-02, 754.3777-10, 754.3777-11, 754.3777-12, 754.3777-20, 754.3777-21, 754.3777-22, 754.3777-30, 754.3777-31, 754.3777-32

Читать еще:  Уроки гончарного дела

С управлением 24Вольт – 904.3747-10, 90.3747-11, 901.3747-11, 905.3747-10, 751.3777-10, 751.3777-11, 751.3777-12, 751.3777-50, 751.3777-51, 751.3777-52, 755.3777, 755.3777-01, 755.3777-02, 755.3777-10, 755.3777-11, 755.3777-12, 755.3777-20, 755.3777-21, 755.3777-22, 755.3777-30, 755.3777-31, 755.3777-32

По схеме 2а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт – 902.3747-10, 906.3747-10
С управлением 24Вольт – 902.3747-11, 903.3747-11, 907.3747-10


Схема 3

Схема 3а

По схеме 3 выпускаются следующие 4-х контактные (размыкающие/выключающие) реле:
С управлением 12Вольт – 90-3747-20, 904-3747-20, 90-3747-21, 75.3777-20, 75.3777-202, 75.3777-21, 75.3777-22, 75.3777-60, 75.3777-602, 75.3777-61, 75.3777-62

С управлением 24Вольт — 901-3747-21, 905-3747-20, 751.3777-20, 751.3777-202, 751.3777-21, 751.3777-22, 751.3777-60, 751.3777-602, 751.3777-61, 751.3777-62

По схеме 3а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт – 902-3747-20, 906-3747-20, 902-3747-21, 752.3777-20, 752.3777-21, 752.3777-22, 751.3777-60, 751.3777-61, 751.3777-62,

С управлением 24Вольт – 903-3747-21, 907-3747-20, 753.3777-20, 753.3777-21, 753.3777-22, 753.3777-60, 753.3777-61, 753.3777-62,

ВНИМАНИЕ.
Реле серии 19.3777 имеют корпус аналогичный выше приведенному. Схема этих реле имеет защитный и развязывающий диоды. Такие реле имеют полярное включение обмотки. Здесь в статье эти реле не упоминаются, поскольку имеют ограниченное применение.

Реле современных автомобилей.

Отличия и разнообразия номеров реле означает разные крепления, конструкция корпуса, степень защиты, напряжение управления катушкой, коммутируемые токи и прочие параметры. Иногда при выборе аналога необходимо учитывать некоторые параметры.


Схема 4

Схема 4а

По схеме 4 выпускаются следующие 5-и контактные (переключающие) реле:
С управлением 12Вольт — 98.3747, 982.3747
С управлением 24Вольт — 981.3747, 983.3747

По схеме 4а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт – 98. 3747-01, 98.3747-011, 982.3747-01
С управлением 24Вольт — 981.3747-01, 983.3747-01


Схема 5

Схема 5а

По схеме 5 выпускаются следующие 4-х контактные (замыкающие/включающие) реле:
С управлением 12Вольт — 98.3747-10, 982.3747-10
С управлением 24Вольт — 981.3747-10, 983.3747-10

По схеме 5а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт — 98.3747-11, 98.3747-111, 982.3747-11
С управлением 24Вольт — 981.3747-11, 983.3747-11


Схема 6

Схема 6а

По схеме 6 выпускаются следующие 4-х контактные (размыкающие/отключающие) реле:
С управлением 12Вольт — 98.3747-20, 982.3747-20
С управлением 24Вольт — 981.3747-20, 983.3747-20

По схеме 6а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт — 98.3747-21, 982.3747-21
С управлением 24Вольт — 981.3747-21, 983.3747-21

Приложение 2.

Здесь будут размещены фотографии реле с которыми мне приходилось работать. Это обычные реле из комплекта сигнализаций, и другого дополнительного оборудования.

Газовая защита трансформаторов

Газовая защита трансформаторов является наиболее чувствительной и универсальной защитой от внутренних повреждений. Она устанавливается на трансформаторах с масляным охлаждением, имеющих расширитель для масла.

Этот вид защиты основан на том, что любые повреждения в трансформаторе, включая повышенный нагрев масла, приводят к химическому разложению трансформаторного масла, а также органических материалов изоляции обмотки, в результате чего внутри трансформатора происходит выделение газа. Этот газ воздействует на специальные приборы газовой защиты, которые подают сигнал предупреждения или производят отключение трансформатора.

Газовая защита реагирует на такие повреждения, как междувитковое замыкание в обмотках трансформатора, на которые дифференциальная и максимально-токовая защита не реагирует; так как в подобных случаях величина тока замыкания оказывается недостаточной для срабатывания защиты.

Характер повреждения в трансформаторе и размеры повреждения сказываются на интенсивности образования газа. Если повреждение развивается медленно, чему соответствует медленное газообразование, то защита дает предупреждающий сигнал, но отключение трансформатора не производит.

Интенсивное и даже бурное газообразование, свидетельствующее о коротком замыкании, создает в системе газовой защиты сигнал такой величины, который помимо предупреждения вызывает отключение неисправного трансформатора. Газовая защита трансформаторов вызывает предупреждающий сигнал и в том случае, когда понижается уровень масла в баке.

Газовая защита трансформаторов осуществляется при помощи специальных газовых реле , монтируемых в металлический кожух, врезанных в маслопровод между баком и расширителем.

Рис. 1. Газовое реле поплавкового типа: 1 — корпус, 2,5 — контакты, 3 — стержень, 4 — изоляция выводов, 6 — крышка, 7 — рамка, 8 — ось, 9 — верхний поплавок, 10 — нижний поплавок.

Нормально реле заполнено маслом. Кожух реле имеет смотровое стекло со шкалой, указывающей количество скопившегося и реле газа. В верхней части реле имеются кран для выпуска газа и зажимы для подключения проводов к контактам, расположенным внутри реле.

Конструкция и установка наиболее распространенного газового реле типа ПГ-22 показана на рис 1. У газовых реле этого типа внутри кожуха на шарнирах укреплены два поплавка, представляющие собой полые металлические цилиндры, а на них — ртутные контакты, соединенные гибкими проводниками с выводными зажимами на крышке реле. Верхний поплавок является сигнальным элементом защиты.

В нормальном состоянии, когда реле полностью заполнено маслом, поплавок всплывает и его контакт при этом разомкнут. При медленном газообразовании газы, поднимающиеся к расширителю, постепенно заполняют реле и вытесняют масло. С понижением уровня масла поплавок, опускаясь, поворачивается на своей оси, при этом происходит замыкание ртутных контактов и посылается предупреждающий сигнал.

При дальнейшем медленном газообразовании реле подействовать на отключение не может, так как оно заполняется газом лишь до верхней кромки отверстия, после чего газы будут проходить в расширитель.

Нижний поплавок, расположенный напротив отверстия маслопровода, является отключающим элементом. Если газообразование происходит бурно, то возникает сильный поток газов из трансформатора в расширитель через газовое реле, при этом нижний поплавок опрокидывается, замыкает ртутные контакты, что приводит в действие аппарат, отключающий трансформатор.

Так как при коротких замыканиях внутри бака трансформатора сразу возникает бурное газообразование, отключение трансформатора происходит быстро, через 0,1—0,3 с. Несколько позже, уже после отключения трансформатора срабатывает и сигнализация.

Для трансформаторов мощностью 6,3 тыс. кВА и выше установка газовой защиты обязательна. Для трансформаторов мощностью от 1000 до 4000 кВА она обязательна только при отсутствии дифференциальной или максимально-токовой защиты с выдержкой времени 0,5—1 с. Для трансформаторов мощностью 400 кВА и выше, устанавливаемых внутри цеха, газовая защита обязательна.

Реле ЗПТФ принцип работы

Профиль
Группа: Актив
Сообщений: 17
Пользователь №: 25872
На форуме с: 9.03.2013

Добрый день! Прошу мне помочь разобраться в некоторых, наверное, очень простых вопросах. Дело в том, что электроникой не занимался, поэтому знания минимальны (держал в руке паяльник и умею паять, знаю что такое реле и принцип его действия, что такое геркон и прочее. ). Задался идеей создания простейшей блокировки двигателя («секретки») путем обычного разрыва цепи бензонасоса. Тема уже давно изъезжена на многих форумах, но у меня все же возникают некоторые вопросы (опять же в силу небольшого опыта).
Для начала хочу сказать, что ответы мне нужны больше не для изготовления самой блокировки (на данный момент на свою машину ставить не планирую, но возможно поставлю на следующее авто в паре с сигналкой, иммобилайзером, замком капота и возможно дополнительной механической защитой), а для того, чтобы разобраться и самому понять как это все подключить и как это работает, так сказать, для самореализации. Да и думаю в дальнейшем новичкам будет полезна данная информация.

Итак первая задача. Простейшая блокировка с помощью реле и геркона. Без самоподхватов и прочего, магнит необходимо всегда держать рядом, чтобы было питание на бензонасос.
Как я понимаю через геркон пропускать питание на бензонасос нельзя, так как геркон не рассчитан на такие токи и со временем контакты «подгорают» и геркон превратиться в обычный проводник. Поэтому мы используем геркон для управления реле, а ток пропускаем через 87 и 30 контакты реле. 86 контакт прикручиваем на массу (как я понимаю к корпусу авто?), а один конец геркона к 85 контакту реле.
Вот теперь вопросы. Для того чтобы на катушке появился ток, откуда его взять? Можем ли мы его взять с той же цепи, которую разорвали (ведь он высок для геркона)? Или необходимо дополнительно подключать резистор или еще что нибудь?
Вот схема, дополните пож-ста, что тут не так.

Вторая задача. Блокировка с помощью микросхемы + реле. Тут необходим самоподхват (или как это правильно называется?), чтобы один раз поднес геркон и далше можно было его убрать.
Читал на форумах, что возможно организовать на базе микросхемы КЛ561ЛН2, CD4001, и другие. Принцип: есть входы, на основе импульсов 0 или 1 входы, генерируется 0 либо 1 на выходе. Может кто реализовывал, что нибудь подобное или поможет мне со схемой? В интернете нашел варианты противоугонных систем на основе данных микросхем, но там целые противоугонные комплексы, которые для меня сложны и не нужны (хоты авторы статей их и называют простыми) , а мне необходима обычная блокировка бензонасоса.
Возможна реализация и на других микросхамах, для меня не принципиально. Можно, конечно, рассмотреть два реле с самоподхватом и геркон, но хотелось все же на микросхемах, так как они более миниатюрны и есть возможность потом подключить датчик движения (для автозапуска) и какую-нибудь автономную сирену.
На самом деле вопросов море, но для начала разобраться хотя бы с этими. Прошу сильно не пинать, вопросы может быть просты, но .

Победитель голосования «Самый полезный участник 2014г.&quot

Профиль
Группа: Старики
Сообщений: 2895
Пользователь №: 10871
На форуме с: 11.04.2008

проще нет, посмотрите.

Присоединённое изображение

Профиль
Группа: Старики
Сообщений: 766
Пользователь №: 12023
На форуме с: 25.10.2008

Профиль
Группа: Актив
Сообщений: 17
Пользователь №: 25872
На форуме с: 9.03.2013

Цитата (Star964 @ 9.03.2013 — 11:11)
Ну, для реализации самоподхвата не обязательно городить микросхемы.
Вполне достаточно двух диодов, один из которых врежете после геркона, а второй свяжет клемму 30 и 85 реле. Другое дело, если нужно реализовать задержку времени для включения блокировки — это, что бы при кратковременных отключениях зажигания секретка не становилась в охрану. Здесь уже простор для мыслей и схемных реализаций .
Без самоподхвата нормально разомкнутые контакты геркона — эта мина замедленного действия. Свалился на ухабе магнит — и машина в ступоре.

Украина г. Лисичанск

Профиль
Группа: Помощники
Сообщений: 201
Пользователь №: 24188
На форуме с: 3.09.2012

Профиль
Группа: Актив
Сообщений: 17
Пользователь №: 25872
На форуме с: 9.03.2013

Цитата (LVChebakov @ 9.03.2013 — 14:45)
Не надо так себя самобичевать, все просто — приобретается реле с радиоуправляемым брелком, устанавливается вместо штатного реле топливного насоса и не надо никаких чудных танцев с герконом при посторонних людях в салоне авто

На сколько я знаю штатное реле стоит под рулем рядом с блоком предохранителей (по крайней мере у меня), не знаю может есть еще одно реле прямо на бензонасосе. Вытащить его и заменить злоумышленнику, или напрямую соеденить контакты вообще делов меньше минуты. Поэтому, если только врезать в цепь это реле.
Кстати подскажите какое нибудь неплохое реле с радиоуправляемым брелком, и какова будет его цена?

колдун
Спасибо за ссылку!
Как я понимаю, реализована схема с самоподхватом? т.е. один раз замкнул геркон магнитиком и можно убирать?

Это сообщение отредактировал adik — 9.03.2013 — 15:19

Украина г. Лисичанск

Профиль
Группа: Помощники
Сообщений: 201
Пользователь №: 24188
На форуме с: 3.09.2012

Цитата (adik @ 9.03.2013 — 16:15)
На сколько я знаю штатное реле стоит под рулем рядом с блоком предохранителей (по крайней мере у меня)

О каком автомобиле идет речь?

Это сообщение отредактировал LVChebakov — 9.03.2013 — 15:27

Победитель голосования «Самый полезный участник 2014г.&quot

Профиль
Группа: Старики
Сообщений: 2895
Пользователь №: 10871
На форуме с: 11.04.2008

Профиль
Группа: Актив
Сообщений: 17
Пользователь №: 25872
На форуме с: 9.03.2013

Цитата (adik @ 9.03.2013 — 16:15)
На сколько я знаю штатное реле стоит под рулем рядом с блоком предохранителей (по крайней мере у меня)

Профиль
Группа: Актив
Сообщений: 17
Пользователь №: 25872
На форуме с: 9.03.2013

Цитата (колдун @ 9.03.2013 — 16:39)
Да Вы правильно понимаете, вместо кнопки можно поставить геркон.

Украина г. Лисичанск

Профиль
Группа: Помощники
Сообщений: 201
Пользователь №: 24188
На форуме с: 3.09.2012

Читать еще:  Статьи на тему электрики
Цитата (adik @ 9.03.2013 — 16:15)
Кстати подскажите какое нибудь неплохое реле с радиоуправляемым брелком, и какова будет его цена?

Профиль
Группа: Актив
Сообщений: 17
Пользователь №: 25872
На форуме с: 9.03.2013

Цитата (adik @ 9.03.2013 — 16:15)
Кстати подскажите какое нибудь неплохое реле с радиоуправляемым брелком, и какова будет его цена?

интересует так же вопрос надежности. Просто года два назад работал в охранном агенстве одного завода, занимался СКД (система контроля доступа), устанавливали там релюхи с брелком на открытиезакрытие шлагбаума (уже не помню какие конкретно), к сожаленью реле помирали очень быстро и брелок стоил около 1000р.

Ну а вообще интересная идея, можно установить на какое — нибудь реле под капотом и поставить замок капота.

Это сообщение отредактировал adik — 9.03.2013 — 16:45

Профиль
Группа: Актив
Сообщений: 17
Пользователь №: 25872
На форуме с: 9.03.2013

Цитата (Star964 @ 9.03.2013 — 11:11)
Ну, для реализации самоподхвата не обязательно городить микросхемы.
Вполне достаточно двух диодов, один из которых врежете после геркона, а второй свяжет клемму 30 и 85 реле. Другое дело, если нужно реализовать задержку времени для включения блокировки — это, что бы при кратковременных отключениях зажигания секретка не становилась в охрану. Здесь уже простор для мыслей и схемных реализаций .
Без самоподхвата нормально разомкнутые контакты геркона — эта мина замедленного действия. Свалился на ухабе магнит — и машина в ступоре.

Победитель голосования «Самый полезный участник 2012г.&quot

Профиль
Группа: Старики
Сообщений: 3740
Пользователь №: 121
На форуме с: 10.10.2004

Победитель голосования «Самый полезный участник 2016г.&quot

Профиль
Группа: Старики
Сообщений: 3689
Пользователь №: 11919
На форуме с: 11.10.2008

Реле для бытовых электросетей: виды, назначение и принцип работ

В статье рассматривается устройство современных реле, применение в быту и подключение реле контроля напряжения, дифференциального реле, реле времени, реле приоритетного контроля мощности, реле контроля освещенности, реле контроля температуры, силовые реле или контакторы.

  • Что такое реле
  • Описание и принцип действия реле контроля напряжения
  • Описание и принцип действия дифференциального реле (УЗО)
  • Описание и принцип действия реле времени, программируемые реле-таймеры
  • Описание и принцип действия реле приоритетного контроля мощности (тока)
  • Описание и принцип действия реле контроля температуры
  • Описание и принцип действия реле контроля освещенности (сумеречное реле)
  • Мощные реле — контакторы

Что такое реле

Реле — это устройство, способное при возникновении контролируемого им условия коммутировать (разрывать или соединять) различные элементы электросети. В домашней электросети различные типы реле используются для организации автоматического выполнения операций, требующих включения-отключения электроприборов, а также ряда защитных функций.

Современное реле, использующееся в быту, обычно состоит из трёх элементов, собранных в одном корпусе:

  1. Датчик, осуществляющий контроль сигнала и передающий его на модуль обработки.
  2. Модуль обработки, обычно на базе микроконтроллера, осуществляющий анализ получаемого сигнала, заключающийся в сравнении его с заданной настройками величиной. В случае достижения контролируемым сигналом значения срабатывания, модуль обработки выдает сигнал на коммутирующую часть.
  3. Коммутирующая часть — это электронный ключ или электромагнитное реле, осуществляющее разрыв или коммутацию электросети.

В зависимости от используемого типа датчика и модуля обработки наиболее распространёнными являются следующие типы реле:

  1. Реле контроля напряжения.
  2. Дифференциальное реле или УЗО.
  3. Реле времени и программируемые реле-таймеры.
  4. Реле контроля мощности.
  5. Реле контроля освещённости.
  6. Реле контроля температуры.
  7. Силовые реле или контакторы.

Рассмотрим все указанные выше виды реле более подробно.

Описание и принцип действия реле контроля напряжения

Поскольку качество электроснабжения в большинстве городов России остается довольно низким, то приходится самостоятельно решать вопрос защиты бытовой техники от резких скачков в питающей электросети. Большинство реле контроля напряжения выполняется на базе микроконтроллера с высоким быстродействием, в функции которого входит постоянное отслеживание величины питающего напряжения. При превышении напряжением заданного минимального или максимального порога производит защитное отключение подключенного через реле оборудования от электросети.

Стандартным порогом срабатывания реле контроля напряжения является минимальное напряжение питающей сети менее 170 В и максимальное — 250 В. После отключения прибор продолжает контроль питающей сети, после стабилизации напряжения на безопасном уровне включается выдержка времени, после чего реле автоматически подключает защищаемую электросеть к питающей энергосистеме.

Структурная схема реле контроля напряжения

Данные приборы рекомендуют устанавливать непосредственно после вводного автомата и счетчика, благодаря чему одним реле защищается вся внутренняя электросеть.

Подключение реле контроля напряжения (барьер с креплением на DIN рейку)

Выбор мощности данного реле производится с учётом возникновения бросков тока при одновременном отключении большого количества электроприборов, особенно работающих двигателей. Наиболее оптимальным является 4-х или 5-ти кратное превышение коммутационного тока реле контроля напряжения на вводном автоматическом выключателе.

В том случае, если необходимо защитить только отдельный бытовой прибор или маленькую группу, можно использовать реле контроля напряжения, выполненное в корпусе под стандартную розетку или размещённое в корпусе удлинителя.

При покупке данного типа реле имеет смысл отдавать предпочтение более дорогим моделям с индикацией величины сетевого напряжения и возможностью самостоятельного изменения верхней и нижней границы срабатывания защиты.

При выборе реле контроля напряжения можно остановиться на различных проверенных временем производителях из СНГ. Объясняется это просто — проблемы с элетроснабжением у нас общие.

ПроизводительТип релеКреплениеТок, АЦена, руб.
DigiTOPV-protector VP-63ADIN-рейка631125
ZUBRD32tDIN-рейка32720
ZUBRR116yрозетка16620

Описание и принцип действия дифференциального реле (УЗО)

Данное реле используется в связи с необходимостью защитить человека от поражающего воздействия электрического тока. При соприкосновении человека с оголенной проводкой или корпусом электроприбора, находящемся под напряжением, через его тело начинает протекать ток «утечки».

Как известно в сетях 220 В, 50 Гц при протекании через человеческое тело тока в 8–10 мА ощущаются очень сильная боль и спазмы, а 100 мА через 2–3 секунды вызывает остановку сердца у взрослого человека. Именно для защиты от протекания токов утечки в электросетях предназначено реле дифференциальной защиты.

По внутреннему устройству они могут быть как электронными с возможностью регулирования тока срабатывания защиты, так и электромеханическими. Для домашних целей целесообразно отдавать предпочтение электронным, поскольку они могут гарантировать отключение электроэнергии при токе утечки в 2–3 мА, чем спасут жизнь, как взрослому, так и шаловливому ребенку.

Принципиальное устройство дифференциального реле

Принцип действия электронного однофазного дифференциального реле довольно прост. Электроникой контролируется ток, протекающий по нулевому проводу (N) и по «фазе» (L), в случае возникновения разницы между ними, превышающей заданную величину, подаётся команда на отключение электропитания.

В дифференциальное реле может встраиваться тепловая и максимальная токовая защита, что позволяет использовать его вместо вводного разъединителя или автоматического выключателя. Во время коммутации важно правильно подключить к реле «фазу» и «ноль», в случае ошибки дифференциальное реле или УЗО работать не будет.

Смонтированное в распределительную коробку УЗО

В отношении дифференциальных реле или УЗО есть важное правило — ток срабатывания должен быть меньше смертельного для человека. Надёжны как многие производители из СНГ, так и такие известные бренды, как АВВ или Siemens.

ПроизводительТип релеТок срабатывания, мАТок прерывания, АЦена, руб.
LegrandTX330251260
Eaton -MoellerPF4-25/23025650

Описание и принцип действия реле времени, программируемые реле-таймеры

В каждом доме есть электроприборы, использование которых можно было бы оптимизировать с помощью автоматического включения или отключения с определённой выдержкой времени.

Наиболее простым примером использования реле времени может стать организация включения-выключения нагнетающего компрессора для аквариумов. Реле времени можно применять для автоматического отключения света в общем коридоре после его включения, незаменимо реле времени при организации автоматического полива, а также в других системах автоматики.

Имеющиеся в продаже реле времени могут быть как цифровыми, так и электромеханическими. Благодаря наличию информативного экрана и микроконтроллерной системы управления ряд моделей может поддерживать одновременный отсчет нескольких заданий, а также работать в цикличном режиме с привязкой к времени суток, что может использоваться в различных системах автоматизации.

Функциональная схема простейшего электронное реле времени

Электронное и электромеханическое реле времени

Цена данных реле очень сильно зависит от их возможностей, выбирать нужно под конкретный случай с учётом точности регулировки, максимальной выдержки, необходимого количества каналов.

ПроизводительТипТок коммутации, АЦена, руб.
АВВE 234 CT-TGD.12Выдает импульс3000
ELKOepциклическое CRM-2H/230V161300
EltimoЭлектронный, розеточный 020S102560

Описание и принцип действия реле приоритетного контроля мощности (тока)

Повышение интеллектуальности бытовых сетей стало возможным с использованием реле контроля мощности. Данное оборудование используется для ограничения максимальной нагрузки в слабых по мощности электросетях.

Функционально данное реле состоит из нескольких контролируемых линий. Каждая линия на центральный процессор передает данные по току в нагрузке, при превышении суммарной мощностью защитного порога происходит автоматическое отключение одной из выходных линий. При этом одна из линий имеет приоритет над всеми остальными, её отключение производится только в случае возникновения аварийного тока. После снижения потребления электроэнергии по главной линии производится автоматическое включение второстепенных потребителей.

Функциональная схема реле приоритетного контроля мощности потребления

Максимальная мощность срабатывания защиты может регулироваться с помощью вынесенного на лицевую панель реле регулятора.

ПроизводительТипМощность, кВтЦена, руб.
Новатек-ЭлектроОМ-1100-201200
F&FPR-6151-72100

Описание и принцип действия реле контроля температуры

Во многие бытовые нагревательные приборы уже встроено реле контроля температуры, но поскольку оно находится на минимальном удалении от нагревательного прибора, точность поддержания им требуемой температуры довольно невысокая. Использование отдельного реле контроля температуры позволяет добиться оптимальной температуры в помещении, его можно использовать для автоматического включения-отключения обогревателей, вентиляторов, кондиционеров, холодильных установок.

Многие из данных приборов имеют встроенные экраны и табло, показывающие текущую температуру в контролируемом помещении и величину задания. Данные реле могут комбинироваться с реле времени, благодаря чему можно настраивать автоматический переход на пониженную или повышенную температуру задания в зависимости от времени суток или дня недели.

Подключение простейшего реле контроля температуры

Датчик температуры может поставляться как отдельно, так и встроенный в реле, при этом может использоваться различный тип датчиков, подключаемых с помощью 2-х или 3-х проводов.

Реле контроля температуры в корпусе для подключения к стандартной розетке

ПроизводительТипТемпература, °СТок, АЦена, руб.
F&FCRT-04-20. +40163600
УкррелеРТ-10/П010. +9910400

Описание и принцип действия реле контроля освещенности (сумеречное реле)

Автоматическое управление освещением позволяет в значительной степени экономить электроэнергию, благодаря возможности своевременного включения-отключения источников света. Для этих целей можно использовать готовые реле, к которым подключаются датчики освещённости, расположенные в контролируемом помещении.

Подключение простейшего реле контроля освещённости

В ряде моделей может быть предусмотрена регулировка чувствительности используемого фотоэлемента для более раннего или позднего включения освещения.

ПроизводительТипМощность, кВтЦена, руб.
F&FAZH-1063,5750
TENSEFT-041,11000

Мощные реле — контакторы

Так как большинство рассмотренных выше реле предназначены для коммутации нагрузки мощностью от сотен ватт до десяти киловатт, для увеличения мощности коммутации используются дополнительные коммутационные реле большой мощности — контакторы. С их помощью можно коммутировать нагрузку в несколько сотен киловатт, благодаря чему расширяются возможности рассмотренных ранее реле.

Использование различных типов реле позволяет оптимизировать работу многих электроприборов, защитить от их случайного выхода из строя, спасти собственную жизнь. На их базе можно создать большое количество систем малой автоматизации, таких как устройства поддержания оптимального микроклимата, системы полива, автоматического открывания дверей, включения-отключения света и многие другие. Компактные размеры и стандартные габариты корпуса позволяют подключать их непосредственно к стандартным розеткам или использовать для их установки готовые электромонтажные коробки, что значительно снижает стоимость автоматики в целом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector