Принцип работы лифта в жилом доме
Как устроен лифт? Описание конструкции лифтов
Первые варианты устройства лифта появились ещё в древнем Египте. В те времена большая часть лифтов, работающих за счёт силы людей или животных, использовалась в строительстве. Начиная с XVII-XVIII веков, подъёмные механизмы перекочевали во дворцы коронованных особ.
Нам с вами повезло больше: лифт — не роскошь и редкость, а необходимость. Если верить статистике, в России насчитывается более 500 000 лифтов. Часть из них постепенно заменяют машинами нового образца.
Устройство лифта зависит от его вида и назначения. Специалисты подразделяют лифты на 3 типа: гидравлические, пневматические и «классические», то есть — с электрическим приводом. Давайте посмотрим, как устроен традиционный пассажирский лифт.
Принцип работы лифта
Кабина лифта крепится на прочных стальных тросах, обхватывающих колесо с канавкой, или шкив. Этот приводной механизм нужен для того, чтобы перераспределять силу.
Сигналы передаются по электрокабелю в машинное отделение, которое находится в верхней части шахты. Если быть точными, то кабель соединяет шкаф управления внизу и кнопочную панель в кабине.
Тросы с одного конца имеют грузы-противовесы, необходимые для того, чтоб уравновесить кабину лифта. После запуска двигателя грузы опускаются, поднимая платформу (и наоборот). Для подъёма кабины не нужна большая мощность, так как основная нагрузка идёт именно на противовесы.
От чего зависит грузоподъёмность лифта? Вес, который способна поднять платформа, зависит от мощности троса и силы его сцепления со шкивом. Оборудование грузовых лифтов отличается от пассажирских машин, прежде всего, тем, что здесь имеется ещё один трос, то есть, ведущее колесо обкручено дважды.
Лифты с редуктором и червячная передача
Подъёмники, которыми оснащены грузоподъёмные машины, могут иметь редуктор. Если схема лифта предусматривает механизм, отвечающий за передачу и преобразование крутящего момента, то речь идёт о так называемой «червячной передаче».
Это значит, что движение вала преобразуется в движение колеса. Механизмы с поступательно-вращательным принципом действия применяются в тех случаях, когда поднимаемые грузы — невелики, а расстояние, которое проходит платформа, — небольшое. Обычно монтаж лифтов этого типа заказывают для коттеджей, небольших отелей, пансионатов и так далее.
Чем отличается подъёмник от лифта?
Мало кто знает, что подъёмник от лифта отличается только устройством дверей. Так, лифт имеет двустворчатые двери, а подъёмник — одностворчатые.
Иногда пассажиры жалуются на то, что двери лифта закрываются слишком долго или очень быстро. Это значит, что реле времени настроено неправильно.
Далее поговорим о безопасности. Оборудование лифтов включает в себя тормоз, который обязан фиксировать противовесы и кабину. В том случае, если тросы ослабились или оборвались, должна произойти блокировка платформы.
В аварийной ситуации срабатывают ловители, связанные канатами с устройством-ограничителем внизу шахты, в приямке лифта. Также ловители заменяют тормоз, если кабина превышает заданную скорость.
Как выглядит лифт схематически?
Если найти схемы лифта в интернете, то чертежи будут включать в себя следующие элементы:
- Натяжное устройство;
- Буфер противовеса;
- Буфер кабины;
- Опора направляющих;
- Лестница в приямке;
- Кабина (платформа);
- Направляющие кабины;
- Противовес;
- Вызывная панель;
- Дверь шахты;
- Канат ОС и тяговые канаты;
- Направляющие противовеса;
- Ограничитель скорости, лебёдка (на станции управления).
Об устройстве гидравлических и пневматических лифтов
Гидравлические лифты появились в XIX веке. Принцип работы такой машины состоит в том, что в вертикальном цилиндре находится поршень, который приводится в движение благодаря гидравлическому маслу, нагнетаемому насосом. В итоге кабина лифта поднимается тросами.
Скорость у гидравлических лифтов, как уже говорилось, небольшая. Также к минусам относят высокий уровень шума и дороговизну. Обычно такие механизмы устанавливают в малоэтажных зданиях. Если говорить о преимуществах этих грузоподъёмных машин, то стоит сказать о плавности подъема.
Если же оценивать оборудование гидравлических лифтов с точки зрения специалистов, а не пассажиров, то здесь речь пойдёт о простоте монтажа. Установить лифт можно при наличии всего одной несущей стены.
Напоследок расскажем о пневматических лифтах, которые именуют также аэролифтами. Устройство такого лифта исключает блоки, кабели и поршни. Помимо этого не нужно строить машинное отделение.
Аэролифт движется за счёт разницы давления, которое создаёт турбина и вакуумный насос. Опускается платформа из-за действия силы тяжести.
Устройство лифта
Конструкция лифта
Сегодня применяются подъемные устройства различных видов. Несмотря на это, общее устройство лифта для всех разновидностей является одинаковым. Его конструкция состоит из следующих основных элементов и узлов:
- кабина пассажирского или платформа грузового лифта;
- противовес — система грузов, которые уравновешивают кабину;
- стальной канат;
- шкив;
- механизм привода и система управления.
Кабина пассажирского лифта крепится на одном конце стального троса, а противовес — на другом конце. Трос перекинут через шкив, который вращается приводным механизмом. Количество канатов и шкивов может быть разным, в зависимости от грузоподъемности и других характеристик лифта. Таким образом, при подъеме кабины по шахте противовес опускается, и наоборот. Такой принцип работы пассажирского лифта позволяет существенно уменьшить необходимую мощность, а значит и расход электроэнергии на подъем и опускание лифта, поскольку значительная часть работы выполняется за счет силы тяжести противовесов. Кабина опускается и поднимается по направляющим. Поэтому она движется только в вертикальном направлении, исключаются ее смещения и раскачивание.
Привод лифта и аппаратура управления размещаются в машинном отделении. Привод состоит из двигателя и передаточного механизма, который обеспечивает вращение шкива. Управление лифтом осуществляется электронной системой, которая размещается в специальном шкафу. Шкаф управления подключен к расположенной в кабине кнопочной панели при помощи кабеля, который протянут по лифтовой шахте.
Разновидности лифтов
Лифты подразделяются в зависимости от назначения на следующие основные разновидности:
- пассажирские лифты;
- грузовые лифты;
- грузопассажирские и специальные лифты.
От разновидности лифта зависят и особенности его технического устройства. Например, грузовой лифт, который имеет значительно более высокую грузоподъемность, обычно имеет не менее двух шкивов.
По типу привода лифты делятся на электрические и гидравлические. Наиболее распространенным типом являются электрические лифты, которые используются в большинстве многоэтажных домов. Вращение шкива в таких системах осуществляет электродвигатель. Многие современные лифты имеют конструкцию, которая может отличаться от классической схемы устройства лифта в жилом доме. Например, могут применяться системы с компактным электродвигателем, что позволяет обходиться без машинного отделения. Мотор может быть закреплен непосредственно на направляющих или монтироваться в проеме шахты на верхнем этаже в специальной раме.
Также сегодня часто применяется система устройства электрического лифта Twin. Она предусматривает движение двух независимых друг от друга кабин в одной шахте по одним направляющим. Каждая из кабин имеет собственный привод, шкив и противовес. Поэтому они движутся независимо и могут подаваться к расположенным друг над другом этажам. Такая система не используется при устройстве лифта в жилом доме. Но дает высокую эффективность в офисных, торговых комплексах и на других объектах, где имеется более одного основного посадочного этаже (например, подземная парковка, холл, приемные и т.д.) и необходимо обеспечить повышенную пропускную способность.
Устройство лифта гидравлического типа существенно отличается от электрического. Его кабина перемещается за счет поступательного движения штока гидроцилиндра. Такие лифты не имеют противовесов. Особенностью гидравлической системы является довольно большое потребление масла и ограничение по высоте — подъем возможен только до 20 метров. Однако при эксплуатации гидравлического лифта создаются значительно меньшие нагрузки на конструкцию здания. Такая конструкция позволяет устроить лифт без шахты, монтировать кабины полностью круглого сечения, устраивать выходы на смежных сторонах кабины. Кроме того, гидравлический привод позволяет экономить энергию, которая расходуется только при подъеме кабины.
Характеристики лифтового хозяйства
Устройство и работу лифта характеризует большое количество физических параметров. Основными из них являются следующие:
- скорость перемещения кабины;
- грузоподъемность;
- максимальная высота подъема;
- число остановок.
Характеристики каждого лифта должны соответствовать требованиям ГОСТ и Правил устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭЛ). Этим же правилами регламентируется обслуживание лифтов.
Особое значение необходимо уделять таким параметрам, как скорость и грузоподъемность. Различают следующие виды скорости:
- номинальная;
- рабочая;
- предельная;
- ревизионная;
- остановочная.
Номинальная указывается в заводских характеристиках подъемного устройства. Это скорость, на которую рассчитан лифт при оптимальных условиях эксплуатации. Большинство современных моделей имеют номинальную скорость в пределах 0,18-4 метра в секунду. В высотных зданиях могут применяться модели с номинальной скоростью до 9,5 метров в секунду и выше. При этом в небоскребах часто применяется экспрессная схема работы лифта скоростного типа, который не останавливается на этажах до определенной высоты. При такой схеме нижние этажи обслуживаются обычными лифтами.
Рабочая — это фактическая скорость с которой осуществляется движение кабины в конкретных условиях эксплуатации. Ее значение может меняться в зависимости от разных факторов, таких как величина нагрузки, напряжение в электрической сети, сила трения в подвижных частях и т.д. В целом рабочая скорость зависит от устройства и обслуживания лифта, а также от условий его эксплуатации. В соответствии с ПУБЭЛ, ее величина не может отклоняться от величины номинальной скорости более чем на 15%.
Важными параметрами также являются предельная и остановочная скорости. Предельной называется скорость, при которой срабатывает оборудование безопасности лифта — ловители. Таким образом, система работы лифта не должна позволять разгоняться кабине выше этого значения. Остановочная — это скорость движения кабины перед подачей на нужный этаж. Она должна быть ниже рабочей и обеспечивать безопасную и комфортную для пассажиров остановку кабины. В лифтах старых моделей предусматривается две скорости движения — рабочая и остановочная. В современных моделях применяются частотные регуляторы, которые позволяют плавно уменьшать скорость перед остановкой и наращивать после старта. Это обеспечивает более комфортные условия для пассажиров и уменьшает нагрузку на электродвигатель
Грузоподъемностью называют максимальную массу груза, которую может транспортировать лифт в рабочем режиме. При ее расчете не учитывается масса кабины и ее оснащения. Пассажирские лифты чаще всего имеют грузоподъемность 400 кг. Однако сегодня широкое применение получают модели с повышенной грузоподъемностью. Так, современные жилые комплексы часто оснащаются лифтами, способными перевозить до 630 кг, а также грузопассажирскими моделями с грузоподъемностью до 1 тонны. Устройство грузового лифта дает возможность ему перевозить груз массой до 5 тонн.
Обеспечение безопасности лифтов
Оборудование подъемников должно выполняться таким образом, чтобы обеспечить их безопасную эксплуатацию. В особой степени это требование актуально при устройстве пассажирских лифтов. Во время разработки, производства и монтажа лифтового хозяйства учитывается целый ряд угроз, которые могут возникать при их эксплуатации.
Большое значение имеет пожарная безопасность, поскольку в лифте пассажиры находятся в условиях замкнутого пространства на ограниченной площади и не имеют возможности сразу покинуть его. Кабина вместе с ограждающими ее конструкциями должна быть изготовлена из негорючих материалов. Двери должны иметь огнестойкое исполнение. При монтаже современных лифтов предусматривается их оснащение специальным оборудованием, которое при отключении электроэнергии автоматически подает кабину на ближайший этаж и осуществляет аварийное открывание дверей. Это дает возможность пассажирам оперативно эвакуироваться. По нормативным требованиям такое оборудование должно обязательно применяться в схеме устройства лифтов, обслуживающих коммерческие и общественные объекты.
Также к числу основных угроз, которые могут возникать при эксплуатации лифтового хозяйства, относятся:
- зажим пассажира дверьми лифта;
- застревание кабины между этажами;
- падение кабины;
- падение пассажиров через открытые двери шахты.
Для защиты кабины от падения используются ловители, которые останавливают лифт при достижении предельной скорости. Также используются амортизаторы, которые позволяют смягчить ударное воздействие. При застревании лифта специальное устройство должно обеспечивает открытие дверей и блокировать движение кабины, чтобы пассажиры могли ее покинуть. Также освобождение пассажиров в таких ситуациях входит в обязанности персонала, обслуживающего лифтовое хозяйство. Перегруз лифта предотвращается его конструкцией, поскольку площадь кабины зависит от грузоподъемности и не позволяет вместить большее количество пассажиров, чем можно перевозить.
Принцип работы лифта в жилом доме предусматривает контроль открывания и закрывания дверей. На них устанавливаются инфракрасные датчики, которые контролируют нахождение пассажира в проеме и не позволяют дверям закрыться в этом случае. Также применяются специальные устройства, которые блокируют несанкционированное открытие дверей шахты, если на этаже не остановилась кабина.
Оснащение кабины
Ключевым элементом лифта является его кабина. От ее оснащения в значительной мере зависит безопасность и комфорт пассажиров. Также в кабине устанавливаются и командные устройства лифта.
Для оборудования лифтовых кабин чаще всего применяются раздвижные двери. Если лифт монтируется в узкой шахте, то его кабина может оснащаться телескопическими или раздвижными дверьми. В последнем случае открывание выполняется вручную. В некоторых случаях двери монтируются спереди и сзади, что позволяет входить и выходить в кабину с разных сторон.
Отделка кабины может выполняться различными материалами, в том числе стеклянными панелями, полированными листами нержавеющей с серебристым или золотистым покрытием и др. Напольное покрытие может выполняться из велюра, линолеума, искусственного камня, специальной резины. Также в кабине может предусматриваться монтаж поручней.
Обязательными элементами оснащения кабины являются светильники, устройства для вентиляции, средства аварийной связи с обслуживающим персоналом. Также, как правило, в кабине устанавливается панель управления, с помощью которой пассажир выбирает нужный этаж. Однако сегодня в коммерческих, офисных, общественных зданиях с большим количеством лифтов нередко применяются системы предварительного планирования лифтового трафика. Их смысл заключается в том, что пассажир выбирает нужный этаж еще в холле во время вызова лифта. В самой же кабине панель управления отсутствует. Такое решение ускоряет обслуживание пассажиров, позволяет обеспечить рациональное использование лифтового хозяйства, сократить его износ и сократить затраты на обслуживание. Применяются такие системы в зданиях высотой от 15 этажей при параллельной работе от 4 лифтов.
Клуб почемучек. Как работает лифт?
В лифте |
В этом доме лифт есть |
![]() |
Кнопка вызова лифта |
![]() |
Лебёдка (фото из Википедии) |
![]() |
Станция управления лифтами (фото из Википедии) |
![]() |
Шахта лифта (фото из Википедии) |
![]() |
Противовес (фото отсюда: romakrivenko.livejournal.com) |
![]() |
Приямок с буферами (фото из Википедии) |
Натяжное устройство ограничителя скорости (фото из Википедии) |
![]() |
Ловители (фото с сайта izhlife.ru) |
Кнопочный аппарат лифта. Не очень красивый, правда? Так и хочется сказать: «Люди, не будьте свиньями!» |
![]() |
Вид на двор с высоты девятого этажа |
![]() |
Поделка: игрушечный лифт |
![]() |
Подъем груза с использованием блока |
Противовес в лифте |
![]() |
Действующая модель лифта 🙂 |
![]() |
Датчик этажей крупным планом |
Надеюсь, Мишу устроит мой ответ на его вопрос:)
30 комментариев:
Татьяна, как всегда — выше всяких похвал: просто, доступно, наглядно с примерами для кукол.
Мое детство было тесно связано с лифтами: мама работал лифтером и я с ней иногда дежурила — видела всю лифтерную изнутри: панели управления, блок, катушки все-все. Как-то уже забыла об этом, но благодаря статье снова окунулась в мое детство.
Спасибо, Алена:) Как, наверное, было интересно изучать лифтовое хозяйство «изнутри». Я бы хотела хоть одним глазком посмотреть:)
ОЙ, Танечка! Совсем не интересно. Мне было стыдно, что моя мама лифтер (теперь-то я понимаю как ей было трудно, но тогда. ). У кого-то мамы — инженеры были, учителя, врачи, а моя лифтер и я с ней (очень редко, но было) в 5-6 утра ходила мыть эти лифты и лифтерные — что тут хорошего.
Да. Лифты мыть — это занятие не из приятных:( Ребенку, наверное, очень тяжело — тут и взрослому не позавидуешь:(
Таня, класс! Спасибо огромное) Сегодня с Мишей будем строить лифт))
PS уже пятница?! что-то я отстала от жизни))))
Я рада, что тебе понравилось:) Играйте на здоровье!
Ты уже не первая мама, которая пятницы определяет по выпускам «Клуба почемучек»)))
Потрясающе. Я хоть не ребенок, но мне было ооочень интересно читать:)
Спасибо:) Все мы в душе любопытные дети:)
Мои девочки тоже много спрашивали про лифт, т.к. нам приходится им пользоваться ежедневно ( я уже забыла, как пешком по лестнице ходить). Вот про определение этажей не задумывались! Спасибо. Про дно детки немного тоже знают — бабушка наша как-то выронила ключи, доставали ))
И я однажды ключи в приямок роняла, когда девочкой была. Лифтер лифт чуть приподняла, а я под него залезала ключи доставать:)
Таня, как всегда супер! Лифт наша любимая игрушка. Ребята обожают кататься на нем =)
Спасибо:) А мои побаиваются с непривычки:)
Игрушечный лифт великолепен, спасибо за визуализацию! Потрясающее развивающее занятие получилось!
Здорово! Спасибо за полезную информацию))) татьяна, а наш ответ еще не готов?
А ваш ответ будет как раз в эту пятницу:) Не пропустите:)
Ой, будем ждать))) Спасибо))))
Таня, как интересно, спасибо большое! Так все понятно написано! Особенно понравилось, как вы придумали датчики этажей сделать! 🙂
Здравствуйте! Ваш сайт мне очень понравился. У меня есть к Вам пару вопросов. Если возможно, добавьтесь ко мне в скайп — пообщаемся. Я так же со школы «Твой Старт».
С уважением,
Александр Кузнецов
Skype: sheriff389
Александр, я к школе «Твой старт» и к любой другой подобной школе отношения не имею. Самоучка:) Но пообщаться всегда можно:)
Татьяна, Вы молодец! Мне понравилось)) С уважением, начальник участка технического обслуживания лифтов ООО СП «Ставрополькрайлифт» Алексей Вдовин.
Огромное спасибо! Мне так лестно услышать отзыв от человека, который действительно разбирается в вопросе!
Поделка класс! Спасибо вы очень подробно описали систему лифта почти до плат !
Спасибо:) Рада, что понравилось 🙂
К сожалению, «шагнуть в пустоту» реально. Был такой случай.
А как же насчет внешних дверей. которые просто не открываются без лифта? Странное такое заявление — без всяких ссылок и аргументов. Да и без подписи.
Всё правильно. У внешних дверей нет своего привода и из механики у них только замки. Они открываются дверями кабины. Когда те начинают открываться, они с помощью специальных выступов захватывают и открывают и внешние двери шахты. Внешние двери электромеханики могут открыть специальными ключами вручную. Сверху двери для этого есть специальные «замочные скважины».
Здравствуйте, Татьяна. Я у вас всего второй день в блоге, но уже сегодня провели проект про пауков причем сразу из двух ваших тем. Спасибо большое! Мальчишкам 3,9 и 6,5 лет очень понравилось. Делали все с удовольствием и еще кое-какие свои поделки на эту тему добавили. Будем теперь у вас постоянными читателями — каждую неделю буду стараться тему проходить. Следующая про лифты.
Кстати, помните, есть еще старые лифты, в которых надо открывать самим внутреннюю дверь, а наружная дверь — такая решетчатая. Можно найти наверное фото такое, а еще прозрачные лифты — у нас в центральном детском мире например, или внешние лифты, которые с улицы.
Простите, но неподвижный блок никогда не даёт выигрыша в силе, а лишь меняет её направление! Вот если бы блок был установлен на кабине, т.е. был бы организован простейший полиспаст, тогда да. Насчёт же противовеса- всё верно!
Как работает современный лифт с электрическим приводом: устройство и система безопасности
Первые упоминания о лифтах принадлежат перу римского архитектора Витрувия, который ссылается на Архимеда, построившего подъёмный аппарат в 236 году до нашей эры. Затем лифты строили 6 веке в Египте, в 18 веке во Франции и Российской империи. В 1854 году американский изобретатель Элайша Отис совершил прорыв в конструировании лифтов и продемонстрировал устройство безопасности — ловители. Это дало возможность строить небоскрёбы. Первый пассажирский лифт-подъёмник был установлен в Нью-Йорке тремя годами позже. А первый электрический лифт был запатентован Отисом в 1861 году. Как же работает современный лифт с электрическим приводом?
Кабина лифта подвешена на нескольких стальных проволочных канатах или тросах. Обычно их от 3 до 8 штук. Чтобы тросы не скрипели и не ржавели, их пропитывают маслом. В движение лифт приводит силовая установка — лебедка, расположенная в большинстве случаев в верхней части шахты. Она управляется электромотором и представляет собой канатоведущий шкив, или, иными словами, колесо с широким ободом, которое огибают стальные тросы. Они спускаются на противовес — груз, который уравновешивает кабину лифта и уменьшает нагрузку на двигатель. Оптимальный вес противовеса равен суммарному весу пустой кабины и половины полезной нагрузки.
При вращении шкив за счет сил трения перематывает канаты на сторону кабины или противовеса, которые тем самым всегда движутся в противоположных направлениях. Основная нагрузка выполняется противовесом, к которому тросы крепятся при помощи мощных пружин. Это необходимо для плавности кабины при остановке или начале движения лифта. Скорость движения кабины контролируется специальным контроллером. Снаружи кабины расположены направляющие башмаки, которые скользят по направляющим шахты и поддерживают кабину в вертикальном положении.
Безопасность пассажиров современного лифта обеспечивают около 30 электронных и 5 механических устройств. Самыми главными из них являются автоматические ловители. Эти механические устройства управляются отдельным тросом и шкивом ограничителя скорости. При падении или перегрузке кабины трос ограничителя скорости прекращает движение и за счет этого сильным рывком «выдергивает» клиновидные башмаки ловителя, которые останавливают лифт.
Еще одним предохранительным устройством являются буфера. Эти устройства плавного замедления кабины расположены на дне шахты. Они могут быть полиуретановыми, пружинного или масляного типа в зависимости от номинальной скорости. Буфера предназначены для преобразования кинетической энергии кабины и противовеса в тепловую и призваны смягчить удар в случае неостановки кабины на уровне первого этажа.
Что касается открытия дверей, то этим процессом управляет специальный контроллер. Он определяет вызванный этаж и при помощи автоматического привода открывает двери, чтобы впустить и выпустить пассажиров. Внешние двери лифта не имеют собственных приводов и сами открыться не могут: они надежно удерживаются специальным замком. Открыть их может только кабина лифта: именно на ней расположен привод дверей — и внутренних, и внешних. Для точной остановки на нужном этаже на кабине лифта установлен индукционный или герконовый датчик, который взаимодействует с магнитными шунтами на каждом этаже и тем самым определяет точное положение.
В настоящее время инженеры и конструкторы продолжают совершенствовать лифтовое оборудование. Так, компания thyssenkrupp Elevator работает над первым в мире бесканатным лифтом MULTI, который позволит перемещаться нескольким кабинам в одной шахте в вертикальном и горизонтальном направлении.
Устройство лифта
Как устроен лифт?
Вне зависимости от конструктивных различий и особенностей, все лифты устроены по одному принципу.
Устройство лифта подразумевает наличие определенных компонентов вне зависимости от принципа работы лифта. Кабина (или платформа) пассажирского лифта закреплена на стальных тросах, перекинутых через шкив (колесо с канавкой или ободом по окружности) приводного механизма, который представляет собой систему, с помощью которой передается сила с одного места на другое. Приводной механизм вместе с аппаратурой управления лифтом находятся в машинном отделении, расположенном в верхней части шахты, куда и передаются сигналы из кабины лифта. Эти сигналы проходят по электрическому кабелю, протянутому внутри шахты и соединяющему кнопочную панель в кабине и шкаф управления в машинном отделении. На одном из концов стальных тросов находятся противовесы – грузы, уравновешивающие кабину или платформу лифта. Поэтому, когда кабина лифта приводится в движение электрическим двигателем (привод лифта может также быть гидравлическим, в котором не используется противовес, или пневматическим), противовесы опускаются вниз и поднимают кабину (или же наоборот: опускается кабина, а грузы поднимаются). При этом мощность, затрачиваемая на эту работу, существенно снижается за счет того, что основная нагрузка по подъему кабины выполняется именно за счет противовеса.
Трос, перекинутый через шкив, под влиянием силы трения, преобразует вращение колеса в поступательное движение троса: то есть, чем выше сила сцепления троса со шкивом, тем больше передаваемая на трос мощность и тем больший вес он может поднять или удержать. Для того, чтобы обеспечить надежную и безопасную работу грузового лифта, который поднимает неизмеримо больший груз, чем пассажирский лифт, силу трения тросов о шкив увеличивают за счет установки еще одного шкива, соединенного с первым, и обвивают ведущее колесо тросами дважды. Количество тросов (которое может быть разным) обусловлено требованиями безопасности и надежности конструкции в целом, хотя каждый из них рассчитан на тяжесть кабины и груза, перевозимого в ней. Подъемник, которым оснащен лифт, может быть с редуктором или без оного. Если в конструкции лифта используется именно редуктор, то вал электропривода, вращаясь, приводит в движение канатоведущий шкив с помощью так называемой червячной передачи, когда поступательное движение вала преобразуется во вращательное движение колеса. Как правило, такие механизмы применяются для подъема грузов на небольшую высоту с малой скоростью. Поэтому, строя загородный коттедж, где будет работать пассажирский лифт, уместно будет использовать именно такой вид подъемника. В механизмах без редуктора ведущий шкив находится непосредственно на валу двигателя, и в этом случае скорость лифта, приводимого в движение такой машиной, может быть максимальной – 750 м/мин.
Шахта и кабина имеют двери, которые открываются синхронно (исторически так сложилось, что если у подъемного устройства двойные двери, то оно называется лифтом, а если одностворчатые, то — подъемником), остаются открытыми в соответствии с настройками реле времени. Когда реле срабатывает, электродвигатель привода дверей захлопывает их.
Безопасность лифта обеспечивается тормозом, удерживающим противовес и кабину зафиксированными. Приямок лифта, находящийся внизу шахты, служит вместилищем буферов и натяжного устройства ограничителя скорости, который, в свою очередь канатами связан с ловителями. Блокировка кабины лифта в случае обрыва или ослабления тросов осуществляется с помощью ловителей, которые останавливают движение.
Они же выполняют функцию тормоза при превышении кабиной или противовесом заданной скорости.
Состав, устройство и работа лифта
Модификации лифтов различаются между собой размещением оборудования в шахте, машинном помещении и конструктивными исполнениями отдельных узлов. Машинное помещение и шахту лифта образуют строительные конструкции здания (кирпичная кладка, бетонные блоки и т.д.). Основными составными частями лифта являются: лебедка, кабина, противовес, направляющие для кабины и противовеса, двери шахты, ограничитель скорости, узлы и детали приямка, электрооборудование и электроразводка.
Транспортировка пассажиров и грузов производится в кабине, которая перемещается по вертикальным направляющим. Передвижение кабины и противовеса осуществляется лебедкой, установленной в машинном помещении, с помощью тяговых канатов, уложенных в ручьи канатоведущего шкива. В машинном помещении также размещены: ограничитель скорости, устройство управления лифтом, вводное устройство, блок освещения шахты, преобразователь частоты (для лифтов с регулируемым приводом). В нижней части шахты (приямке) расположено натяжное устройство каната ограничителя скорости, связанное посредством каната с ограничителем скорости, буферные устройства кабины и противовеса, а также ограждение противовеса, устанавливаемое по требованию заказчика. Для входа в кабину и выхода из нее шахта по высоте имеет ряд проемов, закрытых дверями, количество которых соответствует количеству остановок лифта. Двери шахты запираются автоматическими замками. Открывание и закрывание дверей производиться с помощью привода, установленного на балке двери кабины. Двери шахты открываются, когда кабина находится на данном этаже. В случае отсутствия кабины на этаже открывание двери шахты снаружи возможно только специальным ключом.
Элементы лифта в строительной части здания размещаются в определенном положении относительно друг друга, которое обеспечивает их согласованное взаимодействие. Двери шахты на всех этажах устанавливаются в одной вертикальной, общей для всех этажей плоскости и на одинаковом удалении от направляющих кабины. Лебедка установлена над шахтой таким образом, что тяговые канаты, идущие с канатоведущего шкива лебедки, проходят через центр подвески кабины и противовеса.
Работа лифта заключается в перемещении в перемещении груженой или порожней кабины с одного этажа на другой. Кабина приводится в движение лебедкой с электрическим двигателем. При нажатии кнопки приказа или вызова, выбор направления движения обеспечивается автоматикой. Передача сигналов от установленной на кабине электроаппаратуры к станции управления осуществляется с помощью подвесного кабеля.
Принцип действия системы управления следующий. При нажатии кнопки вызывного аппарата или в устройство управления лифтом подается электрический импульс. Если кабина находится на данной остановке, откроются двери кабины и шахты. Если кабина отсутствует, то подается команда на ее движение. В обмотки электродвигателя лебедки и электромагнита тормоза подается напряжение, колодки тормоза разжимаются, и ротор электродвигателя начинает вращаться. Канатоведущий шкив увлекает тяговые канаты и приводит в движение кабину и противовес. При подходе кабины к нужному этажу скорость движения снижается и в момент, когда порог кабины совместится с уровнем порога двери шахты, кабина останавливается, включается в работу привод дверей и двери открываются.
При нажатии на кнопку приказа кнопочного поста, двери закрываются, и кабина движется на этаж, кнопка которого была нажата. По прибытии на этаж после выхода пассажиров, двери закрываются, и кабина стоит на этаже до получения нового приказа или вызова.
Перемещение кабины возможно только при исправности всех блокировочных и предохранительных устройств. Срабатывание любого из них приводит к разрыву цепи безопасности и к остановке кабины.
Система управления кнопочная, смешанная, собирательная по приказам вверх и вниз и по вызовам при движении вниз(жилые здания) или кнопочная, смешанная, собирательная по приказам и вызовам в двух направлениях (административные здания).
Два и более лифта, установленные в непосредственной близости друг другу и обслуживающие одни и те же остановки, как правило, объединяются системой группового управления. Работа, монтаж и ремонт лифтов в группе рассматривается в техническом описании электропривода и автоматики.
Лифты. Классификация. Кинематические схемы, принцип работы пассажирского лифта
Лифт — разновидность грузоподъёмной машины, предназначенная для вертикального или наклонного перемещения грузов или людей на специальных платформах, передвигающихся по жёстким направляющим.
Классификация:
· Пассажирские лифты. Для перевозки людей.
· Грузовые лифты. Для перевозки грузов с сопровождающим персоналом
· Больничные лифты. Лифты для лечебно-профилактических учреждений
· Грузопассажирские. Для транспортировки людей и грузов
· Грузовые платформы. Для транспортировки грузов, материалов и оборудования.
· Грузовые с проводником. Для транспортировки грузов и сопровождающих их лиц.
· Грузовые без проводника. Для транспортировки только грузов.
· Грузовые малые. как правило в ресторанах и кафе,библиотеках, складах и тд
· Промышленные. Для установки в зданиях с запылённой, содержащей агрессивные газы, взрыво- и пожароопасной окружающей средой и для опасных производств
· Выжимные. В таком лифте канаты обхватывают кабину снизу.
· Тротуарные. Кабина выезжает из пола. Тротуарный лифт может быть выжимным.
· Грузовые с монорельсом, встроенным в кабину.
· Грузовые (малые магазинные).
· Лифты доступные для инвалидов.
· Пневмолифты. Работают за счёт воздуха, который накачивается внутри цилиндра в секции ниже кабины.
· Гидравлические.
· Коттеджные. От обычных серийных пассажирских лифтов отличаются следующим: низкое энергопотребление, возможность работать в автономном режиме при перебоях с электропитанием в доме
· Строительные подъёмники. Предназначены для подъёма и подачи различных грузов внутрь проёмов зданий или на крышу [12] .
· Системы парковки автомобилей.
· Панорамные. Не имеют собственных лифтовых шахт. Из кабины панорамного лифта пассажирам открывается обозрение внешнего пространства
· Домашние лифты. Лифты устанавливаются в квартирах и жилых домах с питанием от обычной сети 220В переменного тока
3.По конструкции привода:
· С электрическим приводом:
· С барабанными лебёдками. Имеют жёсткое соединения кабины и противовеса с барабаном.
· Лебёдки с канатоведущим шкивом. Не имеют жёсткого соединения кабины и противовеса с канатоведущим шкивом.
· C гидравлическим приводом.
· С пневматическим приводом.
По конструкции привода различают лебёдки с редукторным и безредукторным приводом. Лебёдки с редукторным приводом применяют на лифтах с небольшими скоростями, безредукторные лебёдки применяют, наоборот, на лифтах с большими скоростями.
Кинематические схемы:
а и б — с нижним расположением лебёдки;
в и г — с верхним расположением лебёдки;
д и е — с верхним расположением лебёдки и противовесом;
ж — с нижним расположением лебёдки и противовесом;
з и и — с верхним расположением лебёдки с канатоведущим шкивом и контрблоком;
л — с полиспастной подвеской кабины и противовеса.
Принцип работы пассажирского лифта:
Лебёдка с помощью тяговых канатов, соединённых с кабиной пассажирского лифта, перемещает кабину лифта по этажам.
Для части полезного груза и для уравновешивания кабины пассажирского лифта предусмотрен противовес. Кабина пассажирского лифта и противовес перемещаются в специальной шахте. Внутри шахты крепят направляющие кабины и противовеса, которые фиксируют кабину и противовес горизонталтной плоскости.. Строительная конструкция, в которой размещена лебёдка, называется машинным помещением. В этом машинном помещении установлена станция управления с контакторами, рубильниками и другими аппаратами и устройствами.
В лифтах с большой высотой подъёма устанавливают цепи для уравновешивания переменной массы тяговых канатов.
Питание аппаратов осуществляется через подвесной кабель.
Дверные проёмы закрыты дверями шахты, кабина оборудована дверями. В зависимости от системы управления в шахте устанавливают кпеммные коробки и датчик замедления, а на кабине-датчикточной остановке.
1 грузовая лебедка