Нормы уличного освещения в сельских поселениях
Нормы освещения улиц
Для дополнения и замещения естественного освещения в ночное время возникает необходимость в искусственном освещении. Качественное искусственное освещение обеспечивает безопасность на улицах и дорогах городских и сельских поселений, позволяет снизить число аварий на автомобильных дорогах и пешеходных переходах в темное время суток, а также способствует предотвращению преступных действий.
Нормы освещенности являются общепринятыми и регулируются документом СНиП 23-05-2010, включая СП 52.13330.2011.
Эти документы регламентируют требования к освещению для следующих объектов:
• Нормы освещенности улиц и дорог городских поселений
• Нормы освещенности улиц и дорог сельских поселений
• Нормы освещенности подземных и надземных переходов
• нормы освещенности АЗС и автостоянок
• Нормы освещенности пешеходных пространств
Нормы уличного освещения зависят от типа улиц и дорог, а также от функциональных особенностей освещаемых объектов.
Один из главных нормируемых показателей — средняя горизонтальная освещенность на уровне земли или дорожного покрытия. Ниже в таблицах приведены некоторые значения нормативов, согласно СП 52.13330.2011.
Нормы освещения улиц, дорог и площадей
Пропускная способность, тыс. ед/ч
Средняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк, не менее
Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города
Прочие федеральные дороги и основные улицы
Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1
Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра
Основные дороги и улицы города районного значения
Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением
Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали
Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон
Нормы освещения улиц и дорог сельских поселений
Средняя горизонтальная освещенность, лк
Главные улицы, площади, общественных и торговых центров
Улицы в жилой застройке:
Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов
Нормы освещения для подземных и надземных пешеходных переходов
Подземные пешеходные тоннели и переходы:
лестницы и пандусы
Открытые пешеходные мостики
Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:
лестничные сходы, съезды и смотровые площадки
Нормы освещения автозаправочных станций и стоянок
Средняя горизонтальная освещенность, лк
Подъездные пути с улиц и дорог:
Категорий А и Б
Места заправки и слива нефтепродуктов
Остальная территория, имеющая проезжую часть
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава
Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа
Нормы освещения пешеходных пространств
Класс объекта по освещению
Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов
Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, посадочные площадки общественного транспорта, детские площадки и места отдыха во дворах
Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов
Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений
Второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов
Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов
Для удовлетворения требований к уличному освещению необходимо ответственно подходить к выбору уличных светильников. Они должны быть устойчивы к воздействиям окружающей среды: работать в широком температурном диапазоне, иметь защиту от влаги и пыли, отличаться простотой монтажа и длительным сроком эксплуатации и, что немаловажно, экономно расходовать электроэнергию.
Основные преимущества светодиодных светильников ДиУС и ДиУС-Ш:
· Работают при температуре от -60 до +40 °С
· Вариативность способов крепления и легкий монтаж
Нормы уличного освещения
Нормы уличного освещения обязательны к исполнению при проектировании. В основном нормы уличного освещения касаются показателей яркости и освещённости автомобильных дорог. Разделение происходит на основании категорий объектов. Поэтому прежде чем искать нужное значение, необходимо определить класс автодороги в соответствии с существующей документацией. Если это невозможно – для ориентира можно использовать самые простые показатели: число полос движения и ориентировочную пропускную способность.
Настоящие стандарты и нормативные документы распространяются на уличное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов уличной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов. Настоящие стандарты обязательно применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок уличного освещения.
Нормы освещенности уличного освещения ограничивают яркость светильников в установке под углами.
Угол наклона светильника должен быть 80 и 90 градусов от вертикали по направлению к дороге.
Максимальное значение яркости
Угол установки 80 град – 30 Кд
Угол установки 90 град – 10 Кд
на 1000 Лм светового потока светильника.
При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65 градусов от вертикали.
Яркость светильника под углом 80, 85 и 90 градусов от вертикали по направлению дороги не должна превышать предельных значений:
Угол установки 80 град – 50 Кд
Угол установки 85 град – 30 Кд
Угол установки 90 град – 10 Кд
соответственно на 1000 Лм светового потока светильника.
Нормы уличного освещения
Ниже приведем общие нормы освещения для всех типов. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.
Нормы уличного освещения в городе
№ | Освещаемые объекты | Средняя освещенность Еср, лк не менее | Распределение освещенности Емин / Еср не менее |
1 | П1. Площадки перед входами Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов | 20 | 0,30 |
2 | П2. Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха | 10 | 0,30 |
3 | П3. Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов | 6 | 0,20 |
4 | П4. Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений | 4 | 0,20 |
5 | П5. Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов | 2 | 0,10 |
6 | П6. Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов | 1 | 0,10 |
Нормы уличного освещения в городе
Ниже приведем перечень норм освещения в городе. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.
Высота размещения светильников на улицах городов, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м. до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов.
Таблица взята
Нормы уличного освещения
№ | Освещаемые объекты | Средняя освещенность Еср, лк не менее | Распределение освещенности Емин / Еср не менее |
1 | А1. Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города) – с пропускной способностью более 10 000 ед/ч | 30 | 0,35 |
2 | А2. Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города) – с пропускной способностью 7 000 – 9 000 ед/ч | 20 | 0,35 |
3 | А3. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1(в центре города) – с пропускной способностью 4 000 – 7 000 ед/ч | 20 | 0,35 |
4 | А4. Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города) – с пропускной способностью 3 000 – 5 000 ед/ч | 20 | 0,35 |
Магистральные дороги и улицы районного значения. Клас дороги – Б | |||
5 | Б1. Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города) – с пропускной способностью 3 000 – 5 000 ед/ч | 20 | 0,35 |
6 | Б2. Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города) – с пропускной способностью 2 000 – 5 000 ед/ч | 15 | 0,35 |
Улицы и дороги местного значения. Клас дороги – В | |||
7 | В1. Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города) – с пропускной способностью 1 500 – 3 000 ед/ч | 15 | 0,25 |
8 | В2. Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города) – с пропускной способностью 1 500 – 3 000 ед/ч | 10 | 0,25 |
9 | В3. Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах) – с пропускной способностью 500 – 2 000 ед/ч | 6 | 0,25 |
Обособленный трамвайный путь | |||
10 | Обособленный трамвайный путь | 10 | – |
Нормы уличного освещения в сельской местности
Ниже приведем перечень норм освещения в сельской местности. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.
Равномерность освещения в сельской местности должна составлять не менее 0.25.
Наружное освещение улиц, дорог, площадей городских и сельских поселений
7.28 Освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно табл. 11.
Освещение улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из средней горизонтальной освещенности покрытий проезжей части согласно табл. 11.
Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий — 4 лк и при покрытии низшего типа — 2 лк.
1 Категории улиц и дорог городов по функциональному назначению принимаются
в соответствии с классификацией главы СНиП 2.07.01.
2 Дорожные покрытия относятся к усовершенствованным, переходным или низшим
типам в соответствии с классификацией.
7.29 Средняя ркость покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не менее половины средней яркости покрытия проезжей части этих улиц, дорог и площадей, приведенной в табл. 11.
7.30 Отношение минимальной яркости покрытий к среднему значению должно быть не менее 0,35 при норме средней яркости более 0,6 кд/кв.м и не менее 0,25 при норме средней яркости 0,6 кд/кв.м и ниже.
Отношение минимальной яркости покрытия к максимальной по полосе движения должно быть не менее 0,6 при норме средней яркости более 0,6 кд/кв.м и не менее 0,4 при норме средней яркости 0,6 кд/кв.м и ниже.
Категория объекта по освещению
Улицы, дороги и площади *
Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч
Средняя яркость покрытия, кд/кв.м
Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк
Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения
Св. 3000
Св. 1000 до 3000
От 500 » 1000
Магистральные улицы районного значения
Св. 2000
Св. 1000 до 2000
От 500 » 1000
Менее 500
Улицы и дороги местного значения
500 и более
Менее 500
Одиночные
автомобили
_____________
* Категория площадей принимается по табл. 18.
1 Средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается 1,6 кд/кв.м в черте города и 0,8 кд/кв.м вне города на подъездах к аэропортам, речным и морским портам крупнейших городов.
2 Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, так и на съездах и ответвлениях в черте города — не менее 0,8 кд/кв.м, или 10 лк.
7.31 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия непроезжих частей улиц, дорог и площадей, бульваров и скверов, пешеходных улиц и территорий микрорайонов в городских поселениях следует принимать согласно табл. 12.
Средняя горизонтальная освещенность, лк
1 Главные пешеходные улицы, непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади
2 Пешеходные улицы:
в пределах общественных центров
на других территориях
3 Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий:
4 Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий
5 Пешеходные мостики
6 Пешеходные тоннели:
вечером и ночью
7 Лестницы пешеходных тоннелей вечером и ночью
8 Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий (табл. 11):
второстепенные, в том числе тротуары-подъезды
10 Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках
11 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр
_____________
* Норма распространяется также на освещенность тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В с переходными и низшими типами покрытий.
7.32 На главных пешеходных улицах исторических городов средняя полуцилиндрическая освещенность должна быть не менее 6 лк.
7.33 Среднюю горизонтальную освещенность территорий общественных зданий следует принимать по табл. 13.
Таблица 13
Средняя горизонтальная освещенность, лк
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты, учебные заведения
1 Групповые и физкультурные площадки
2 Площадки для подвижных игр зоны отдыха
3 Проезды и подходы к корпусам и площадкам
Санатории, дома отдыха
4 Въезд на территорию
5 Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и подобным зданиям
6 Центральные аллеи парковой зоны
7 Боковые аллеи парковой зоны
8 Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.)*
9 Площадки для настольных игр, открытые читальни
_____________
* Освещенность столов для чтения и настольных игр принимается по нормам освещенности помещений.
7.34 Среднюю горизонтальную освещенность территорий парков, стадионов и выставок следует принимать по табл. 14.
Средняя горизонтальная
освещенность, лк
1 Главные входы
2 Вспомогательные входы
3 Центральные аллеи
4 Боковые аллеи
5 Площадки массового отдыха, площадки перед входами в театры, кинотеатры, выставочные павильоны и на открытые эстрады; площадки для настольных игр
6 Зоны отдыха на территориях выставок
7.35 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений следует принимать по табл. 15.
Средняя горизонтальная освещенность, лк
1 Главная улица, площади общественных и торговых центров
2 Улицы в жилой застройке:
3 Поселковая дорога
1 Средняя освещенность основных проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов должна быть 2 лк, остальных проездов — 1 лк.
2 На территории блоков хозяйственных построек и сараев, расположенных вне селитебной зоны сельских поселений, средняя освещенность проездов между рядами построек должна быть 1 лк.
7.36 Освещенность участков автомобильных дорог общей сети в пределах сельских поселений следует принимать как для улиц категории Б в зависимости от типа дорожного покрытия по табл. 11 или в соответствии с п. 7.28 настоящих норм.
7.37 В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях улиц или проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть, лк:
в городах и поселках. 2
в сельских населенных пунктах . 1
В проектах наружного освещения улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать освещение участков неосвещенных примыкающих улиц и дорог (по нормам освещения этих улиц и дорог) длиной 100 м.
7.38 Норма освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должна соответствовать норме освещения улицы. Средняя горизонтальная освещенность обособленного трамвайного пути должна быть 6 лк.
7.39 Среднюю горизонтальную освещенность дорожного покрытия проезжей части городских транспортных тоннелей длиной более 60 м следует принимать в дневном режиме по табл. 16, а в вечернем и ночном режимах равной 50 лк. При длине тоннеля до 60 м средняя освещенность дорожного покрытия должна быть 50 лк во всех режимах.
7.40 Средняя горизонтальная освещенность покрытия проездов под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть не менее 30 лк при длине проезда до 40 м, а при большей длине — принимается по нормам освещения тоннелей согласно п. 7.39.
7.41 На территориях заправки и хранения автомобилей среднюю горизонтальную освещенность следует принимать по табл. 17.
Длина тоннеля, м
Наличие уклона спуска к порталу
Ориентация въездного портала
Средняя горизонтальная освещенность, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м
Примечание — В табл. 16 ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя.
Средняя горизонтальная освещенность, лк
1 Зона топливораздаточных колонок
2 Зона технологических колодцев
3 Остальная территория, имеющая проезжую часть
4 Подъездные пути с улиц и дорог:
категорий А и Б
на улицах всех категорий
вне улиц платные
2 Проезды между рядами гаражей боксового типа
_____________
* Нормируется минимальная освещенность на крышке колодца.
7.42 Отношение максимальной освещенности к средней должно быть при норме средней освещенности: св. 6 лк — не более 3:1, от 4 до 6 лк — не более 5:1, менее 4 лк — не более 10:1.
7.43 Нормы освещения разрешается увеличивать в столицах суверенных республик, городах-героях, исторических, курортных и портовых городах республиканского значения, а также в крупнейших и крупных городах:
а) на 0,2-0,4 кд/кв.м — для осветительных установок улиц, дорог и площадей категорий А и Б с усовершенствованными типами покрытий;
б) до 20 лк — для осветительных установок непроезжих частей площадей категорий А и Б и предзаводских площадей, главных входов стадионов и выставок;
в) до 10 лк — для осветительных установок улиц и дорог категории Б с переходными типами покрытий и главных входов общегородских парков.
7.44 В ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней освещенности 4 лк, или средней яркости 0,4 кд/кв.м и более путем включения не более половины светильников, исключая при этом выключения двух подряд расположенных, или с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления до уровня не ниже 50 % номинального без отключения светильников.
Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения:
на 30 % при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины;
на 50 % при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины.
На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/кв.м, или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.
7.45 На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей категорий А и Б показатель ослепленности для осветительных установок не должен превышать 150.
Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной или полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна приниматься по табл. 10.
Светильники наружного освещения, установленные на стенах зданий, не должны засвечивать окна жилых зданий.
7.46 В установках наружного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света высокого давления, в том числе для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением — преимущественно с натриевыми лампами высокого давления.
7.47 Высота размещения световых приборов на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением должна приниматься согласно СНиП 2.05.09.
7.48 Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путеводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам без применения специального инструмента.
7.49 В транспортных тоннелях должны применяться светильники с защитным углом не менее 10°. Высота их расположения должна быть не менее 4 м.
7.50 В пешеходных тоннелях должны использоваться светильники с защитным углом не менее 15°:
с люминесцентными лампами суммарной мощностью до 80 Вт;
Уличное освещение в селах какими законами регулируется?
Добрый день! Подскажите пожалуйста какими нормами и законами регламентируется освещение улиц в селах. Я житель села Ураево, Валуйского района, Белгородской области, у нас освещение оставляет желать лучшего. Обращались и в сельскую администрацию, и в наш Рэс, ответили что фонари вешаются через два столба на третий, но наша глава Вереина И.Н. даже разговаривать не стала, более того даже ответила в грубой форме. Фонари весят в лучшем случае через 5-6 столбов, и то не везде. Село почти не освещается. Подъезд в село тоже не освещается, дорога к селу извилистая постоЯнные аварии, Маш ины просто слетаются с дороги. К кому обратится за помощью в таком вопросе?
- уличное освещение, авария в районе, авария в селе, авария на улице
- Поделиться
Ответы юристов ( 1 )
Пишите жалобу в прокуратуру.
«ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221)
4.6.3. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
4.6.4. Допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях — менее 50 ед./ч.
4.6.5. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Это обязанность местной администрации
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 19
19) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения
dtpstory.ru
Нормативы освещения улиц в сельской местности
Поэтому у администраций сельских поселений банально нет «особливого» желания добиваться денег на освещение улиц… Впрочем, равно как и на поддержание дорог местного значения, мостков и свалок, прочей местной инфраструктуры, озеленение территории и на решение многих иных проблемных вопросов, находящихся в компетенции муниципальной администрации. В России апеллируют к Федеральному Закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а в нем — к статье 14, пункт 1.21 «Организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номеров домов». Причем, в том же законодательном акте прописано и много полезного о других сферах жизни селян, в частности, о вывозе бытовых отходов и противопожарной безопасности, — это все в зоне ответственности местного муниципалитета.
Как обустроено уличное освещение в сельской местности
Таким образом, неисполнение органами местного самоуправления полномочий по ре-шению вопросов местного значения в области безопасности дорожного движения. организа-ции уличного освещения может создавать угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, в том числе на безопасные условия движения по дорогам населенного пункта му-ниципального образования. По результатам рассмотрения гражданских дел суд согласился с позицией прокурату-ры района и вынес решения об обязании органов местного самоуправления Первомайского, Лопатенского, Великотопальского сельских поселений организовать в населенных пунктах поселений уличное освещение, отвечающие нормативным требованиям.
К настоящему времени судебные решения вступили в законную силу. Заместитель прокурора районасоветник юстиции В.Н.
Освещение улиц. как зажечь светильники в деревнях?
- Для питания сетей наружного освещения, согласно п.6.3.16 ПУЭ, следует предусматривать отдельные линии. Исключение составляют только освещение складов, промышленных площадок и зданий, в которых наружное освещение может подключаться к внутренним сетям.
- Еще одним аспектом, который следует учесть, является необходимость установки компенсирующих устройств реактивной мощности при использовании разрядных ламп.
Порядок освещения улиц в сельской местности
В тоннелях автотранспортных этот показатель колеблется в пределах от 50 до 750 лк и зависит от следующих факторов;
- длины тоннеля;
- типа тоннеля (закрытый, имеющий стенку с закрытыми проемами).
Требования к открытым автостоянкам и местам заправки топливом следующие — должны иметь средний показатель горизонтальной освещенности в пределах 2÷ 10 лк. Светодиодные уличные источники света Требования и правила выбора светильников для уличного освещения сводятся к подбору такого типа изделий, которые потребляет мало электроэнергии, устойчивы к воздействию климатических факторов, имеют большой срок эксплуатации и, кроме того, осуществить их монтаж можно было без проблем.
Всем эти факторам соответствуют магистральные светильники светодиодного типа.
Уличное освещение в селах какими законами регулируется?
От них зависит, будет ли на селе гореть свет, сколько фонарей будут освещать улицу (многие здесь и один горящий светильник годами мечтают увидеть) и в какое время. Для уличного освещения на селе существует свой социальный стандарт.
Наружное освещение городских и сельских поселений
Об устране-нии нарушений законодательства, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения», органами местного самоуправления не было принято всех возможных, исчерпы-вающих и реальных мер к устранению нарушений названного законодательства, прокурату-рой Клинцовского района в суд было направлено 19 исков об обязании органов местного са-моуправления сельских поселений осуществить комплекс организационно-правовых, орга-низационно-технических мероприятий и распорядительных действий и обеспечить соответ-ствие наружного уличного освещения улично-дорожной сети в населенных пунктах Перво-майского, Великотопальского, Лопатенского сельских поселений Клинцовского района тре-бованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения. В соответствии с подпунктами 5, 21 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред.
Нормирование уличного освещения
Подпунктами 5, 22 пункта 1 ст.7 Уставов сельских поселений к вопросам местного значения сельского поселения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация освещения улиц. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог го-родов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает Государственный стандарт Российской Федерации Р 50597-93 (ГОСТ Р 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Уличное освещение разных видов
Одним из важнейших является СНиП 23 – 05 – 95, который устанавливает нормы для наружного освещения. Для сельской местности действуют следующие нормы:
- На главных улицах, а также в районе общественных зданий освещенность должна быть не меньше 4лк.
Этот же норматив относится и к улицам с жилой застройкой.
Но она относится только к основным проездам. Для второстепенных дорог она составляет всего 1 лк.
Обратите внимание! При наличии на улицах в сельской местности пожарных гидрантов и других водоисточников , они и подъезды к ним должны также быть освещены.
Организовать наружное уличное освещение в населен-ных пунктах
На пересечениях улиц, проспектов, дорог нормами, указанными в ПУЭ, запрещается установка осветительных столбов и опор ближе, чем на 1,5 м от закругления. Опоры могут устанавливаться на разделительной полосе при ширине дороги более 5 м.
Оговаривается и расстояние до окон, балконов, террас жилого дома. Оно должно быть более 1 м. Норма расстояния между опорами должна соответствовать правилам, установленным в том же ПУЭ. Расстояние между опорами, которое называется пролетом, может быть от 40 до 750 м, высота сам ой опоры – от 8 до 54 м.
Освещение улиц в сельской местности закон
Поскольку в период с середины марта по середину сентября в географических условиях Вологодской области лампы уличного освещения требуется включать менее чем на 6 часов, а летом (включая период «белых ночей») — вообще не включать, реальный срок службы некоторых экземпляров металлогалогенных ламп достигает 3−4 лет. Для автоматизации включения уличных светильников в сельской местности устанавливают реле времени и фотореле. Должен заметить, что за полтора года, проведенные в вологодской деревне, я научился многому, в том числе и тому, как надо «зажигать светильники в деревнях». Не стесняйтесь требовать выполнения закона от муниципальных властей. Во-первых, потому, что гражданин, проживающий на селе, имеет на это право (чиновники работают для нас, а не наоборот); во-вторых, потому, что хуже уже не будет. За законные требования «даже не расстреливают», так что — бояться нечего.
Сеть уличного освещения в сельской местности Достаточно часто освещение улиц в сельской местности является проблемой, которую местные администрации стараются не замечать. Из-за этого многие решают эту проблему своими силами.
Для этого не требуется каких-то особых познаний в электротехники, а нормы наружного освещения достаточно просты и легки в исполнении. Об этих требованиях мы и поговорим в нашей статье. Содержание
- Нормы освещения в сельской местности
- Нормы монтажа сети наружного освещения в сельской местности
- Нормы питания и управления освещения в сельской местности
- Нормы монтажа линий наружного освещения
- Вывод
Нормы освещения в сельской местности Прежде, чем приступать непосредственно к работам, следует ознакомиться с нормативной документацией по данному вопросу.
Нормативы освещения улиц в сельской местности
- нет необходимости утилизации.
Магистральные светодиодные источники света или их еще называют консольными, выпускаются многими производителями, как отечественными, так и зарубежными. Они имеют уникальный и простой дизайн, некоторые модели снабжают дополнительными устройствами, позволяющими регулировать яркость свечения (диммерами) или охлаждать мощные светильники (радиаторами).
При выборе такого источника света необходимо обратить внимание на производителя. Только производитель, хорошо зарекомендовавший себя на рынке аналогичной продукции, выпускает наиболее качественные и долговечные модели. Особенности установки столбов и опор Установка светодиодных источников света может выполняться на столбах линий электропередач, мачтах и специальных опорах освещения, выполненных из металла или бетона.
Нормативные документы
Главное меню
СНиП 23-05-95 ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ |
Автор Редактор контента | |
27.08.2008 г. | |
Наружное освещение городских и сельских поселений 7.28 Освещение улиц. дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно табл. 11. Освещение улиц, дорог и площадей городских поселений, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты в европейской части России, следует проектировать исходя из средней горизонтальной освещенности покрытий проезжей части согласно табл. 11. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими тинами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий — 4 лк и при покрытии низшего типа — 2 лк. Примечания 1 Категории улиц и дорог городов по функциональному назначению принимаются в соответствии с классификацией главы СНиП 2.07.01. 2 Дорожные покрытия относятся к усовершенствованным, переходным или низшим типам в соответствии с классификацией. 7.29 Средняя яркость покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не менее половины средней яркости покрытия проезжей части этих улиц, дорог и площадей, приведенной в табл. 11. 7.30 Отношение минимальной яркости покрытий к среднему значению должно быть не менее 0,35 при норме средней яркости более 0,6 кд/м 2 и не менее 0,25 при норме средней яркости 0,6 кд/м 2 и ниже. Отношение минимальной яркости покрытия к максимальной по полосе движения должно быть не менее 0,6 при норме средней яркости более 0,6 кд/м 2 и не менее 0,4 при норме средней яркости 0,6 кд/м 2 и ниже. Категория объекта по осве-щению Улицы, дороги и площади * Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч Средняя яркость покрытия, кд/м 2 Средняя горизон-тальная освещен-ность покрытия, лк 1 2 3 4 5 Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения Св. 1000 до 3000 Магистральные улицы районного значения Св. 1000 до 2000 Улицы и дороги местного значения * Категория площадей принимается по табл. 18. Примечания 1 Средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается 1,6 кд/м 2 в черте города и 0,8 кд/м 2 вне города на подъездных к аэропортам, речным и морским портам крупнейших городов. 2 Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, так и на съездах и ответвлениях в черте города — не менее 0,8 кд/м 2 , или 10 лк. 7.31 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия непроезжих частей улиц, дорог и площадей, бульваров и скверов, пешеходных улиц и территорий микрорайонов в городских поселениях следует принимать согласно табл. 12. Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк 1 2 1 Главные пешеходные улицы, непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади 2 Пешеходные улицы: в пределах общественных центров на других территориях 3 Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий: 4 Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий 5 Пешеходные мостики 6 Пешеходные тоннели: вечером и ночью 7 Лестницы пешеходных тоннелей вечером и ночью 8 Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий (табл. 11): Территории микрорайонов 9 Проезды: второстепенные, в том числе тротуары-подъезды 10 Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках 11 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр * Норма распространяется также на освещенность тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В с переходными и низшими типами покрытий. 7.32 На главных пешеходных улицах исторических городов средняя полуцилиндрическая освещенность должна быть не менее 6 лк. 7.33 Среднюю горизонтальную освещенность территорий общественных зданий следует принимать по табл. 13. Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк 1 2 Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты, учебные заведения 1 Групповые и физкультурные площадки 2 Площадки для подвижных игр зоны отдыха 3 Проезды и подходы к корпусам и площадкам Санатории, дома отдыха 4 Въезд на территорию 5 Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и подобным зданиям 6 Центральные аллеи парковой зоны 7 Боковые аллеи парковой зоны 8 Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.)* 9 Площадки для настольных игр, открытые читальни * Освещенность столов для чтения и настольных игр принимается по нормам освещенности помещений. 7.34 Среднюю горизонтальную освещенность территорий парков, стадионов и выставок следует принимать по табл. 14. Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк общего-родские парки районные сады стадионы выставки 1 2 3 4 5 1. Главные входы 2. Вспомогательные входы 3. Центральные аллеи 4. Боковые аллеи 5. Площадки массового отдыха, площадки перед входами в театры, кинотеатры, выставочные павильоны и на открытые эстрады; площадки для настольных игр 6. Зоны отдыха на территориях выставок 7.35 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений следует принимать по табл. 15. Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк 1 Главная улица, площади общественных и торговых центров 2 Улицы в жилой застройке: 3 Поселковая дорога Примечания 1 Средняя освещенность основных проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов должна быть 2 лк, остальных проездов — 1 лк. 2 На территории блоков хозяйственных построек и сараев, расположенных вне селитебной зоны сельских поселений, средняя освещенность проездов между рядами построек должна быть 1 лк. 7.36 Освещенность участков автомобильных дорог обшей сети в пределах сельских поселений следует принимать как для улиц категории Б в зависимости от типа дорожного покрытия по табл. 11 или в соответствии с п. 7.28 настоящих норм. 7.37 В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях улиц или проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть, лк: в городах и поселках. 2 в сельских населенных пунктах . 1 В проектах наружного освещения улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать освещение участков неосвещенных примыкающих улиц и дорог (по нормам освещения этих улиц и дорог) длиной 100 м. 7.38 Норма освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц. должна соответствовать норме освещения улицы. Средняя горизонтальная освещенность обособленного трамвайного пути должна быть 6 лк. 7.39 Среднюю горизонтальную освещенность дорожного покрытия проезжей части городских транспортных тоннелей длиной более 60 м следует принимать в дневном режиме по табл. 16, а в вечернем и ночном режимах равной 50 лк. При длине тоннеля до 60 м средняя освещенность дорожного покрытия должна быть 50 лк во всех режимах. 7.40 Средняя горизонтальная освещенность покрытия проездов под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть не менее 30 лк при длине проезда до 40 м, а при большей длине принимается по нормам освещения тоннелей согласно п. 7.39. 7.41 На территориях заправки и хранения автомобилей среднюю горизонтальную освещенность следует принимать по табл. 17. Длина тоннеля, м Наличие уклона спуска к Ориентация въездного портала Средняя горизонтальная освещенность, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м порталу 5 25 50 75 100 125 150 и более Примечание — В табл. 16 ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания необходимых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя. Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк Автозаправочные станции 1 Зона топливораздаточных колонок 2 Зона технологических колодцев 3 Остальная территория, имеющая проезжую часть 4 Подъездные пути с улиц и дорог: категорий А и Б Автостоянки на улицах всех категорий вне улиц платные 2 Проезды между рядами гаражей бокового типа * Нормируется минимальная освещенность на крышке колодца. 7.42 Отношение максимальной освещенности к средней должно быть при норме средней освещенности: св. 6 лк — не более 3:1, от 4 до 6 лк — не более 5:1, менее 4 лк — не более 10:1. 7.43 Нормы освещения разрешается увеличивать в столицах суверенных республик, городах-героях. исторических, курортных и портовых городах республиканского значения, а также в крупнейших и крупных городах: а) на 0,2-0,4 кд/м 2 — для осветительных установок улиц, дорог и площадей категорий А и Б с усовершенствованными типами покрытий; б) до 20 лк — для осветительных установок непроезжих чается площадей категорий А и Б и предзаводских площадей, главных входов стадионов и выставок; в) до 10 лк — для осветительных установок улиц и дорог категории Б с переходными типами покрытий и главных входов общегородских парков. 7.44 В ночное время допускается предусматривать снижение уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней освещенности 4 лк, или средней яркости 0,4 кд/м 2 и более путем включения не более половины светильников, исключая при этом выключения двух подряд расположенных, или с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления до уровня не ниже 50 % номинального без отключения светильников. Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения: на 30 % при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины; на 50 % при уменьшении интенсивности до 1/5 максимальной величины. На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/м 2 , или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное пли полное отключение освещения в ночное время не допускается. 7.45 На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей категорий А и Б показатель ослепленности для осветительных установок не должен превышать 150. Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной или полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна приниматься по табл. 10. Светильники наружного освещения, установленные на стенах зданий, не должны засвечивать окна жилых зданий. 7.46 В установках наружного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света высокого давления, в том числе для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением — преимущественно с натриевыми лампами высокого давления. 7.47 Высота размещения световых приборов на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением должна приниматься согласно СНиП 2.05.09. 7.48 Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путеводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа к лампам без применения специального инструмента. 7.49 В транспортных тоннелях должны применяться светильники с защитным углом не менее 10°. Высота их расположения должна быть не менее 4 м. 7.50 В пешеходных тоннелях должны использоваться светильники с защитным углом не менее 15°: с люминесцентными лампами суммарной мощностью до 80 Вт; Норма фонарей уличного освещения в населенных пунктах сельской местностиВ сельской местности в качестве таких линий может быть использована одна фаза. Для реализации данного метода можно использовать либо дополнительный коммутационный аппарат, либо таймер.Обратите внимание! При отключении ночного освещения не допускается снятие напряжения с двух смежных светильников. Кроме того, нельзя допускать отключения освещения полностью в отдельных участках сети.
Как обустроено уличное освещение в сельской местностиОсвещение улиц. как зажечь светильники в деревнях?
Уличное освещение в селах какими законами регулируется?Для пешеходных зон наименьшая высота составляет 3 метра, для дорог с интенсивным движением транспорта эта норма составляет 6,5 метров.Варианты расположения фонарных столбов
Есть ли какие-либо нормы уличного освещения в сельской местности?Таким образом, неисполнение органами местного самоуправления полномочий по ре-шению вопросов местного значения в области безопасности дорожного движения. организа-ции уличного освещения может создавать угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, в том числе на безопасные условия движения по дорогам населенного пункта му-ниципального образования. По результатам рассмотрения гражданских дел суд согласился с позицией прокурату-ры района и вынес решения об обязании органов местного самоуправления Первомайского, Лопатенского, Великотопальского сельских поселений организовать в населенных пунктах поселений уличное освещение, отвечающие нормативным требованиям. Норма фонарей уличного освещения в населенных пунктах сельской местностиПунктом п.2.5.СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» предусмотрено обязатель-ное наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов. В силу пунктов 7.28, 7.36 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» уровень средней горизонтальной освещенности проезжей части улиц сельского поселения должен составлять не менее 4 лк. Наружное освещение городских и сельских поселенийПоэтому у администраций сельских поселений банально нет «особливого» желания добиваться денег на освещение улиц… Впрочем, равно как и на поддержание дорог местного значения, мостков и свалок, прочей местной инфраструктуры, озеленение территории и на решение многих иных проблемных вопросов, находящихся в компетенции муниципальной администрации. В России апеллируют к Федеральному Закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а в нем — к статье 14, пункт 1.21 «Организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номеров домов». Порядок освещения улиц в сельской местностиНормативные документы «СНИП 23−05−95. Естественное и искусственное освещение» и другие стандарты регламентируют нормы уличного освещения. Есть менее известные документы, дающие понятие о том, каким должен быть уровень освещенности. В РФ действует Федеральный Закон № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», регламентирующий ответственность власти за уличное освещение на территории муниципалитета. Рекомендуемые нормами значения освещенности являются эксплуатационными величинами, ниже которых освещенность не должна быть ни в какой момент эксплуатации. Нормирование уличного освещенияФонарей всего несколько штук. В темное время суток приходится с карманным фонарем ходить. Просим разъяснить куда первоначально нужно подать жалобу по данной проблеме и что делать, если получим отказ или ничего не означающую отписку уличное освещение Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь:
Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 7 Ответы юристов (2)
Организовать наружное уличное освещение в населен-ных пунктахОдним из важнейших является СНиП 23 – 05 – 95, который устанавливает нормы для наружного освещения. Для сельской местности действуют следующие нормы:
Этот же норматив относится и к улицам с жилой застройкой. Обратите внимание! При наличии на улицах в сельской местности пожарных гидрантов и других водоисточников , они и подъезды к ним должны также быть освещены. |